СТРУКТУРАЛИЗМ в искусствознании (от общенаучного понятия «структура», обозначающего наличие устойчивых отношений между элементами в составе целостной системы) — научное направление, главным образом, в литературоведении, отчасти в теории изобразительных искусств, киноведении, музыкознании и др., сформировавшееся в 20—60-е гг. XX в. Его возникновение связано с переходом на абстрактно-теоретический уровень изучения художественных явлении и применением в качестве главного методологического инструмента понятия «структура» и смежных с ним понятий. В основе изучаемых художественных явлений структурализм выявляет своеобразный спектр структурных отношений: внутриструктурные взаимодействия элементов, типологию структур, реализацию множества вариантов определенного структурного инварианта, многообразие внешних функций структур в различных социокультурных контекстах и т. п. При исследовании подобных аспектов искусства структурализм опирается на данные, понятия и методы научных дисциплин «системно-коммуникативного» цикла, таких, как общая теория систем, кибернетика, лингвистика, семиотика, теория информации и др.
Зачинателями структурализма являются деятели отечественной искусствоведческой мысли — представители «формальной школы» в литературоведении 20-х гг., впоследствии распавшейся (В. Б. Шкловский, 10. Н. Тынянов и др.), фольклорист В. Я. Пропп, кинорежиссер и теоретик С. М. Эйзенштейн и др. Один из главных методологических принципов структурализма — противоположение «синхронии» (одномоментного «среза» изучаемого объекта) «диахронии» (развитию его во времени), как необходимое условие выявления структур — сформулировал швейцарский лингвист Ф де Соссюр. Идеи структурализма развивали члены Пражского лингвистического кружка (Я. Мукаржовский, Р. Якобсон и др.)
В любом из своих проявлений структурализма имеет определенные философско-эстетические предпосылки и основы. Современный западный структурализм, получивший наибольшее распространение во Франции (А. Ж. Греймас, Р Барт, Цв. Тодоров и др.), развивается под влиянием неопозитивизма, феноменологии и др. идеалистических течений, служа теоретической базой формалистических направлений критики. В СССР и других странах социализма структурализм существовал в рамках марксистско-ленинского искусствознания. Вместе с тем противопоставление «синхронии» «диахронии», установка на анализ творений искусства самих по себе, в отвлечении от субъекта и процесса творчества и т. п. положения достаточно красноречиво свидетельствуют о том, что в рамках марксистско-ленинской методологии структурализм может быть лишь одним из частных подходов к изучению искусства Общей методологической основой марксистско-ленинской эстетики и искусствознания является материалистическая диалектика.