ДРАМАТИЧЕСКОЕ (от греч. drama — буквально действие; жанр серьезной остроконфликтной пьесы или наименование пьесы вообще) — эстетическая категория систем нового и новейшего времени, отражающая напряженное противоборство различных сил, тенденций, сторон во взаимоотношениях человека с природой, в жизни общества и личности, а также формы эмоционального переживания и художественного воплощения этой борьбы.
Объективную основу драматического составляют процессы вызревания, многообразного проявления и разрешения противоречий действительности, среди которых особое, исключительно важное место занимают противоречия социальные.
Категория драматического имеет два значения — узкое и широкое.
Драматическое в узком смысле связано со спецификой той области, которая расположена между трагическим, с одной стороны, и комическим — с другой: двумя крайними проявлениями эстетической шкалы. Различие между событием драматическим и трагическим не сводится к характеру развязки, сравнительно благополучной в первом случае и катастрофической во втором. Различие драматического в узком смысле и трагического связано с характером лежащих в их основе конфликтов, с их глубиной, что, в свою очередь, зависит от отношений драматического и трагического к сфере человеческой свободы.
Драматические конфликты, отличаясь значительной остротой, в то же время сопутствуют сфере уже достигнутого или достигаемого господства над определенными силами природы, общества и личности. В отличие от этого трагические конфликты возникают там, где степень обретенной человеком свободы обнаруживает свою историческую ограниченность, где человек сталкивается с неподвластными ему, превосходящими пока что его возможности силами и обстоятельствами; отсюда — жертвы, страдания. Что касается наиболее существенных комических конфликтов, то они — проявление противоречий «перезревшей», «пережившей самое себя» действительности, над которой человек возвышается духовно, субъективно.
Художественное освоение области драматического в узком смысле означало расширение предмета искусства за счет включения в него конфликтов повседневной, обычной жизни.
Драматическое в широком смысле фиксирует то общее, что присуще всем различным по характеру и способам разрешения острым объективным конфликтам — трагическим, комическим, трагикомическим, мелодраматическим и др. Осознание единой основы всех этих остродинамических проявлений борьбы противоположностей стало возможным относительно поздно, начиная с XVIII в., в связи с резким обострением в эту эпоху социально-классовых противоречий и развитием богатого арсенала художественных форм выражения драматического. В этом своем предельно-обобщенном значении категория драматического сближается с наиболее универсальными категориями эстетики Переживание драматического— чувство одухотворенное, интеллектуальное. Оно связано с постижением смысла развертывающейся борьбы, с неоднозначной оценкой противоположных сторон и глубоким волнением за исход конфликта. Именно поэтому драматическое оказывает столь сильное воздействие на сознание воспринимающих. Однако чувство драматического и склонность к нему могут быть развиты в неодинаковой степени
Обращаясь к драматическому, искусство не только изображает его в виде внешнего действия но раскрывает внутренний смысл столкновения сторон, передает напряжение борьбы идей и смены состояний. Поэтому драматическое начало выходит за пределы драматургии в эпические и лирические жанры литературы; точно так же оно не составляет прерогативу изобразительных видов искусства, охватывая вместе с тем сферу музыки. Подлинную стихию своего музыкального выражения драматического обрело в симфонизме, сформировавшемся в творчестве Л. Бетховена и П. Чайковского.
Полярной противоположностью драматического является идиллическое.