Интерпретация

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (от лат. interpritatio — толкование, разъяснение) — истолкование, трактовка, раскрытие смысла художественного произведения. Н. Г. Чернышевский определял искусство как воспроизведение действительности, объяснение ее и приговор ей. Объяснение и приговор — это и есть интерпретация воспроизводимых явлений жизни. Она определяется мировоззренческими позициями, идеалом художника. Поэтому, обращаясь к сходному жизненному материалу, художники разных эпох, стран, общественных позиций дают ему обычно разную интерпретацию. Это можно проследить на примере т. наз. «вечных образов» в литературе (например, (Дон Жуан у Тирсо де Молины, Мольера, Байрона, Пушкина) или при разном истолковании мифологических сюжетов в изобразительном искусстве (например, «Снятие с креста» у Рембрандта, Рубенса, Пуссена).

Заключая в себе определенную интерпретацию жизни, искусство вместе с тем само всегда интерпретируется осознающими его людьми. Воспринимая то или иное художественное произведение, разные люди по-разному понимают его в зависимости от индивидуальности, уровня развития, социальной и национальной принадлежности. Произведения искусства, созданные в прошлом, всегда подвергаются той или иной интерпретации в каждую новую эпоху. И. является средством их «усвоения» новыми общественными системами, людьми иного мировоззрения и т. д. Искусство оказывает то или иное общественное воздействие лишь в определенной интерпретации, вне которой фактически не существует.

Однако сущность искусства не сводится к сумме его интерпретации, как утверждает субъективно-идеалистическая эстетика. Наоборот, сама интерпретация возможна лишь на основе объективного содержания искусства и допустима лишь в границах объективного смысла художественного произведения. В противном случае интерпретация превращается в произвол.

Интерпретация искусства является ближайшей целью искусствоведческой науки и художественной критики. Искусствоведческая трактовка мирового искусства раскрывает его актуальность, делает его достоянием культуры сегодняшнего дня. Художественная критика интерпретирует современные произведения, помогая им стать достоянием общественности и сыграть свою действенно-воспитательную роль.

В искусствоведческой и критической интерпретации искусства проявляется тот или иной методологический подход. Так, например, формалисты интерпретируют искусство, игнорируя его жизненное содержание и сводя художественные процессы к имманентному развитию формы (отсюда — субъективизм в трактовке содержания). Вульгарная социология интерпретировала искусство как выражение узкоклассовой психологии, игнорируя художественное познание в искусстве объективной истины (следствием этого было выдвижение на первый план исторически ограниченных и преходящих сторон творчества, отрицание значения классического наследия для советской культуры и т. д.).

Интерпретация является также существенной характеристикой исполнения и сценического воплощения художественных произведений. Музыка и все зрелищные искусства реально не существуют вне исполнения. Исполнитель — посредник между творцом художественного произведения и воспринимающими его людьми. В то же время он сам творец, ибо его исполнение всегда представляет собой интерпретацию, раскрывающую как замысел автора исполняемого произведения, так и понимание его исполнителем. Творческий характер исполнения ведет к различной интерпретации одного и того же произведения разными исполнителями разных эпох и стран, его «переосмысливанию» «новому рождению» или «художественному открытию» того или иного произведения. Так, например, в советском искусстве как бы заново родилась опера Глинки «Иван Сусанин», освобожденная от монархических наслоений и раскрывшая свой подлинно народный смысл; художественными открытиями стали лучшие постановки пьес Шекспира и других классиков мировой драматургии; произошло новое исполнительское осмысление вершин классической музыки и т. д.

Все виды интерпретации классического и современного искусства служат повышению его действенной роли в художественной куль туре, раскрытию и реализации заложенных в нем идейно-воспитательных возможностей.