Пафос

ПАФОС (греч. pathos — страдание, чувство, страсть, аффект) — эстетический термин для обозначения единого эмоционального, интеллектуального и волевого устремления субъекта деятельности, выражающегося, во-первых, в характере и направленности самой деятельности (практической, ораторской, художественной) и, во-вторых, в ее духовных продуктах (ораторских речах, произведениях искусства).

Пафос, таким образом, существует не только в искусстве, но и в жизни — там, где внутреннее побуждение к деятельности достигает у человека уровня высокого идейно-эмоционального накала. В свое время Гегель справедливо подчеркнул единство субъективного и объективного, индивидуального (личностного) и общего (социального, «субстанциального») в пафосе. По Гегелю, пафос есть общественное дело, ставшее личной страстью человека. Его наличие или отсутствие является одним из показателей масштаба личности. Различают пафос утверждения и пафос отрицания чего-либо. Во многих случаях пафос приобретает определенное эстетическое качество, выступая выражением возвышенного, но не только его, а и других эстетических граней мира, способных пробуждать в душе человека сильные, яркие чувства и переживания. В зависимости от объективного источника и характера его эстетической оценки с позиций определенного идеала пафос выступает как трагический, драматический, комический (сатирический, юмористический) и т. д. Являясь выражением существенных тенденций действительности и глубин человеческого духа, он составляет предмет особого интереса для искусства.

Применительно к искусству говорят о пафосе, присущем творчеству того или иного художника. Считая пафос ключом к личности художника и к его творениям, В. Г. Белинский подчеркивал, во-первых, органическое единство рационального и эмоционального в этом феномене и, во-вторых, его одухотворенный, этически окрашенный характер.

Понятие «пафос произведения искусства родственно таким понятиям, как «образно-эстетическая идея», «идейная направленность» и «тенденция» (художественного произведения). Как и образно-эстетическая идея, пафос в этом значении выражает обобщенный и целостный смысл произведения искусства, но с непременным наличием эмоциональной напряженности в его основе. Понятия «идейная направленность» и «тенденция» фиксируют социально-идеологический аспект образного содержания, тогда как в пафосе доминирует этико-эстетическая, эмоционально-действенная направленность.

Следует отличать подлинный, органичный, естественный пафос от ложного, искусственного, фальшивого. Неподдельный пафос настоящего, правдивого искусства рождает аналогичный пафос в сердцах читателей, зрителей, слушателей.