Скульптура

СКУЛЬПТУРА (лат. sculptura ot sculpere вырезать, высекать) — вид изобразительного искусства, отображающий, истолковывающий и оценивающий действительность средствами объемных пластических образов и пространственных форм.

Произведения скульптуры создаются из различного рода твердых и пластичных (поддающихся лепке) материалов. Обыкновенно это дерево, мрамор, гранит, а также глина, воск, пластилин.

Произведения скульптуры можно тиражировать, отливая из гипса и металла в специальных литейных формах.

Исторически скульптура разрабатывает и воплощает в искусстве образ человека, реже животных, птиц и т. п. Художественно-эстетическая выразительность скульптуры достигается с помощью построения трехмерного пластического образа (его гармонического соотношения с пространством), в котором жизненная правда раскрывается через убедительную лепку объемов, верное соотношение пропорций, умелое использование возможностей эмоционального впечатления от позы, жеста, цветовой характеристики модели (греческая и римская портретная пластика, скульптурно-мемориальный ансамбль, созданный на Мамаевом кургане в Волгограде).

Дополнительные выразительные возможности скульптура получает благодаря воплощению замысла в сюжетной композиции, основанной на принципе драматического действия (знаменитые конные группы, созданные П. Клодтом и установленные на Аничковом мосту в Ленинграде). Велика роль профессионального мастерства художника, развития у него чувства пластичности, умения использовать выразительные возможности обработки поверхности скульптуры (произведения Микеланджело, Ф. Шубина, О. Родена, А. Голубкиной).

Обычно скульптуру разделяют на круглую, использующую выразительные возможности издали просматривающегося силуэта (скульптурный бюст, статуя, композиционная группа), и рельеф, выразительные свойства которого обусловлены взаимодействием светотеневых планов и плоскостей, соотносящихся между собой на малой пространственной глубине (барельеф, горельеф, контррельеф).

Многовековые градации гуманистического развития культуры поставили перед скульптурой и скульпторами задачи отражения прекрасного человеческого образа, выражения средствами пластики положительного эстетического идеала. Важнейшая роль здесь принадлежит монументальной и монументально-декоративной скульптуре. Она обращается к массам людей, выражает важные гражданские идеи и способствует формированию архитектурно-декоративного ансамбля, синтезу искусств. Русская скульптура заслуженно гордится «Медным всадником», созданным Э. Фальконе, памятником Минину и Пожарскому, изваянным И. Мартосом, памятником А. С. Пушкину, сотворенным А. Опекушиным, а также произведениями В. Мухиной («Рабочий и колхозница»), Н. Томского (памятник С. М. Кирову в Ленинграде), А. Кибальникова (скульптурно-мемориальный ансамбль «Брестская крепость), работами О. Эльдарова, Л. Ланкинена и др. В скульптуре как виде искусства значительная роль принадлежит станковой скульптуре. Она имеет самостоятельное художественное значение, не связана требованиями подчинять свои выразительные средства общим задачам создания ансамбля. Это портрет (статуи, портретные бюсты и т. п.), жанровые сцены (например, сцены охоты и военных стычек у Е. Лансере), а также композиции, изображающие животных (например, работы А. Обера, В. Ватагина, И. Ефимова).

Задачам скульптуры, как станковой, так и монументальной, отвечают произведения, в которых зачастую к.-л. аллегории или символы выражаются через человеческий образ или широко распространенный знак, эмблему. Чаще всего это парковая, декоративная скульптура, как и монументальная, преследующая, кроме идейно-художественных целей, задачи объединения пространства, создания ансамбля на принципах синтеза искусства. Широко распространена декоративно-прикладная скульптура.

В скульптуре, как и в других видах изобразительного искусства, находят отражение процессы столкновения идеологических классовых интересов, выражаемых в эстетически-художественных концепциях и идеях. Поэтому наряду с реалистической скульптурой утверждающей идеалы гуманизма, в буржуазном искусстве существует скульптура формалистическая, модернистская (кубистическая, абстрактная и т. п.).

В истории советской скульптуры важную роль сыграл Ленинский план монументальной пропаганды и его дальнейшая реализация и воплощение в последующие десятилетия. Идейная и эстетическая основа творчества советских скульпторов — метод социалистического реализма.