ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ искусства (от лат. tendere — направлять, стремиться) — идейная, социально-политическая направленность художественных произведений, сознательное выражение в них социально-классовых, идейно-эстетических позиций творческой личности. Само понятие возникло в период подготовки революции 1848 г. в Германии и явилось отражением тех процессов в художественной литературе, которые связаны с деятельностью таких писателей и поэтов, как Г. Бюхнер, Г. Гейне, Д. Берне, Г. Гервег. В их творчестве явно обнаружилось стремление связать искусство с политикой. Буржуазные философы, эстетики, литературоведы резко выступили против этого стремления, объявив тенденциозное искусство «нехудожественным». Однако таким путем они пытались замаскировать буржуазно-реакционную тенденциозность. Разговоры об искусстве, якобы по своей сущности чуждом политической, философско-нравственной тенденциозности, были призваны закамуфлировать антигуманистическую, реакционную, политическую направленность художественной культуры эксплуататорских классов.
Реалистическое гуманистическое исскусство всегда было тенденциозным. В творчестве Лессинга, Гете, Шиллера, Бальзака, Стендаля, Диккенса, Теккерея, Л. Толстого, Достоевского, Тургенева и т. д.- нашли отражение передовые нравственно-политические, философские идеи эпохи. Это качество русской литературы высоко ценил Ф Энгельс: «Современные русские писатели, которые пишут превосходные романы, все тенденциозны». Но великие мастера искусства были чужды предвзятости, ради которой приносилась бы в жертву правда жизни. Тенденция в их творчестве вытекает из самой системы образов, из логики развития характеров и обстоятельств. «Тенденция должна сама по себе вытекать из обстановки и действия, ее не следует особо подчеркивать», писал Ф. Энгельс. Основоположник марксизма дает обобщение мировой практики реалистического искусства. Это искусство правдиво раскрывало закономерности развития общественной жизни, и его тенденциозности, поэтому гармонически сочеталась с поступательным ходом исторического процесса. Гармония художественной правды и прогрессивной тенденциозности качество подлинно великого искусства. Во всех формах модернизма, напротив, мы наблюдаем искаженное изображение действительности в угоду предвзятых реакционных, политических, нравственных, философских идей. Правда, реакционная тенденциозность, как правило, прикрывается лозунгами аполитичности искусства, «чистого искусства» и др. софизмами буржуазной казуистики.
Реакционная тенденция буржуазного искусства имеет своей целью апологию буржуазных порядков, примирение с ними, внушение мысли о тщетности борьбы с эксплуататорскими порядками, поскольку они якобы соответствуют самой природе человека и существу общественной системы, покоящейся на основе неравенства.
Искусство социалистического реализма органически связано с революционными идеями. Правдиво изображая действительность, оно создает положительный образ нового человека как образец деятельности и поведения и тем самым оказывает огромное влияние на воспитание и формирование нового человека коммунистического общества. Сила и влияние советского искусства, прежде всего в том, что оно утверждает прогрессивные идеалы, высокие нравственные принципы поведения и действия, идеи мира, добра, красоты, положительного пафоса. Советское искусство в силу этого обладает большим влиянием в мире и занимает почетное место в системе мировой художественной культуры.
Не всегда тенденциозность искусства характеризуется полным осознанием художниками своей классовой позиции. Порой прогрессивная тенденциозность сопряжена со значительной долей заблуждений и предрассудков (Бальзак, Л. Толстой, Достоевский и др.). Этим тенденциозность отличается от, представляющей собой последовательную до конца осознанную защиту интересов определенных классов.