СТИЛЬ (от греч. и лат. stylos — способ или образ изложения, изображения, выражения) — совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера, проявляющаяся в типичных для него темах, идеях, характерах, конфликтах, а также в своеобразии изобразительно-выразительных средств, художественных приемов. Это одно из ключевых понятий эстетики и искусствознания, известное уже в античную эпоху, получившее в истории многочисленные истолкования.
Стилевые явления существуют в творчестве мастеров определенной эпохи, страны, художественного течения, оказывая взаимные влияния, содействуя возникновению новых направлений. Непосредственно стиль произведения возникает в процессе творчества художника и отражает как общие стилевые закономерности вида, рода, жанра искусства, родственного художественного направления, национальной традиции, так и оригинальные черты индивидуального стиля мастера. Последние определяются особенностями его психического склада, характера, жизненного опыта, мировоззрения. Касаясь диалектической природы стиля, преломления и осмысления объективных предметов в субъективном сознании художника в процессе отражения реальности, в стиле должен отразиться язык самого создаваемого предмета, своеобразие его сущности, его характер, а кроме того, и то обстоятельство, что один и тот же предмет различно преломляется в различных индивидах.
Оригинальность стиля связывается с творческой индивидуальностью, личностью художника. Так, характер стиль у Л. Толстого обусловлен стремлением к передаче объективной картины событий, отражению переживаний их участников и одновременно раскрытию авторской мысли, своего отношения в общем сцеплении художественно-образного повествования, отсюда сложные текстовые построения, периоды, повторы, интонации.
Иногда понятие стиля употребляют вместо понятий манера, почерк, которые относятся к более узким стилевым явлениям, характеризующим лишь приемы художественной обработки материала. В стиле произведения, кроме оригинальных особенностей авторского индивидуального стиля, или художественной манеры, существуют типологические черты. Так, устойчивые традиционные жанровые элементы стиля определяют, прежде всего, объем, задачи, условия функционирования, адресата произведения. Портретная живопись, например, требует от художника учета особенностей интерьерной среды, установки на камерное «общение» зрителей с образом портретируемого. Иначе решается монументальное изображение человека в рамках архитектурного ансамбля, где от стиля требуются звучный колорит, обобщение линии и т. п.
В стиле художественного произведения отчетливо проступают через индивидуальное преломление общие черты стиля течения, стилевые национальные традиции искусства. Было бы неверным утверждать наличие единого стиля эпохи, хотя господствующие направления искусства имеют тенденцию канонизировать определенный стиль.
Стиль художника выявляется как общность идейного содержания, художественно-образной системы, характерной для его произведений, для его творчества в целом. Каждый мастер проходит собственный путь становления творческой индивидуальности, отражающейся в его стиле, порой переживает вслед за расцветом упадок или самокопирование. Эволюция стиля художника — одна из сложнейших сторон творческого процесса. Так, для многих писателей закономерен переход от романтического — в раннем творчестве — стиля к реалистическому — в более позднем (в отечественной литературе XIX и XX вв. это творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и многих других русских и советских писателей).