Прогресс в искусстве

ПРОГРЕСС в ИСКУССТВЕ (от лат. progressus — передовой, новый) — поступательное историческое развитие искусства, в процессе которого происходит расширение его творческих горизонтов, увеличение художественных возможностей, завоевание новых способов образного отражения мира, обогащение жанров, форм, выразительных средств. Этому понятию противоположно понятие регресса, означающее упадок, деградацию, снижение художественного уровня искусства. Буржуазная идеалистическая эстетика отрицает прогресс в искусстве, сводя историю искусства к смене несопоставимых и несравнимых явлений или идеализируя первобытные стадии развития (как это делает модернистский примитивизм). В противоположность этому марксистско-ленинская эстетика признает развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному, которое и проявляется в прогрессе в искусстве.

Прогресс в искусстве стимулируется общественным прогрессом и обусловлен им. Однако связь эта непрямолинейна. Прогресс в искусстве, нельзя представлять как непрерывное восхождение по ступеням единой лестницы. Наряду с прогрессом история искусства знает периоды застоя, упадка, деградации. Исторически более позднее не всегда означает художественно более совершенное. К. Маркс говорил о том, что существует «неодинаковое отношение развитии материального производства, например, к художественному производству». Древнегреческое искусство возникло на низкой ступени материального производства, но достигло небывалых высот и продолжает доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служит нормой и недосягаемым образцом. И наоборот, на высоких ступенях исторического развития искусство может характеризоваться чертами упадка и общего кризиса (модернизм). Прогресс в искусстве коренится не в материально-технических, а в социальных условиях исторического развития. Он связан с обогащением народного содержания искусства, с развитием правды (способов художественного отражения объективной истины) и гуманизма в искусстве.

Между общественным и художественным прогрессом могут возникать не только соответствия, но и противоречия (например, искусство эпохи романтизма развивалось как реакция на капиталистический прогресс). Прогресс в искусстве нередко осуществляется в противоречивых идеологических и художественных формах (например, связанных с религиозным мировоззрением). Однако относительность прогресса в искусстве не отменяет значения самого этого понятия, отражающего художественные завоевания, имеющие исторически непреходящее, общечеловеческое значение.

Прогресс в искусстве может рассматриваться либо как поступательное развитие всего мирового искусства; либо как прогресс в искусстве отдельных общественно-экономических формаций или отдельных регионов, стран, народов мира; либо как прогресс в развитии отдельных течений, школ, стилей и жанров; либо, наконец, как прогресс в творчестве отдельных художников. В любом случае он выражается в повышении качества и уровня художественного творчества, в достижении художественного совершенства, в завоеваниях гуманизма, в открытии новых граней и отношений объективного мира.

Прогресс в искусстве осуществляется в борьбе различных художественных направлений, составляющей содержание всей истории искусства. Исторически изжившим себя, упадочным явлениям и формам противостоят новые, связанные с поступательным развитием общественной жизни. Но, вытесняя старое с авансцены исторической жизни, новое вместе с тем не отменяет его. Искусство, несущее в себе объективную истину, подлинные художественные завоевания, обладает непреходящим историческим значением и способно служить многим поколениям последующих эпох. Поэтому прогресс в искусстве отражается также и в накоплении художественных ценностей, способных в определенных общественных условиях стать достоянием всего народа и всего человечества, помогая его дальнейшему историческому прогрессу.

В современную эпоху прогресс в искусстве выражается в соединении реалистических традиций с идеями и общественной практикой социализма, т. е. в возникновении и победе социалистического реализма. Его утверждение и развитие происходит в борьбе с упадочными тенденциями модернизма, приводящими к полному разложению искусства и связанными с кризисом капиталистического общества. Ошибочно считать, будто для прогресса необходимо только воплощение в произведениях искусства прогрессивных идей независимо от художественной сущности творчества, от развития реалистических традиций. Прогрессивные идеи не мирятся с формами модернистского распада искусства. Они могут получить адекватное художественное воплощение лишь в искусстве реалистическом, опирающемся на вершины художественной культуры прошлого.

Социалистический реализм является олицетворением прогресса в искусстве современной эпохи. Однако это не значит, что любое его произведение автоматически выше художественных шедевров прошлого. Идейная высота социалистического реализма приводит к прогрессу только при подлинном художественном совершенстве, опирающемся на развитие творческих достижений мировой классики, прогресс в искусстве реализуется в процессе постепенного и длительного развития, неуклонного движения к художественному совершенству в отображений современного мира.