НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА — эстетическая категория, выражающая:
1. форму непосредственного участия народа в художественном творчестве;
2. степень соответствия искусства эстетическим вкусам и потребностям народа, меру активного включения искусства в духовную жизнь народных масс;
3. степень соответствия идейно-эстетической направленности искусства интересам и идеалам трудящихся масс.
Первый из этих аспектов позволяет разграничить профессиональное и непрофессиональное искусство. Формами художественного творчества народа являются фольклор, народные художественные промыслы, самодеятельное искусство (см. Самодеятельность художественная).
Второй аспект позволяет выделить ту часть художественной культуры, которая пользуется популярностью у народных масс. Наряду с фольклором, самодеятельным искусством, изделиями народных художественных промыслов сюда входят и наиболее полюбившиеся народу произведения, созданные профессиональными композиторами, художниками, поэтами, такие, например, как «Коробейники» Н. А. Некрасова, «Катюша» М. И. Блантера и др. Однако не всегда широко распространенная в народе художественная продукция достаточно правдиво и глубоко отражает его подлинные интересы. Например, лубочная литература, очень популярная в середине XIX в. среди крестьян и городского мещанства и соответствующая эстетическому и общекультурному уровню малообразованных масс, не могла дать трудящимся правильные ориентиры в их борьбе против угнетения, раскрыть реальные противоречия социальной жизни. Это было сделано в литературе и искусстве критического реализма. Эта литература и искусство были народными в том смысле, что ее создатели ставили перед собой задачу исследовать жизнь народных масс, разоблачить эксплуататоров, вскрыть социальные механизмы, порождающие угнетение трудящихся. Поэтому, хотя сами массы не могли в полной мере оценить идейные и эстетические завоевания критического реализма в ту эпоху, когда творили Гоголь, Л. Толстой, Достоевский, созданные ими произведения «всегда будут ценимы и читаемы массами, когда они создадут себе человеческие условия жизни» (В. И. Ленин). Это искусство, следовательно, народно по своему объективному содержанию и направленности.
Категория народности искусства вводилась в марксистскую эстетику в ходе борьбы с вульгарной социологией, отрицавшей, что произведения, созданные представителями одного класса, могут иметь эстетическую и идейную ценность для других классов.
Народность искусства достигается посредством активной переработки традиций народного художественного творчества, правдивостью отражения жизни и стремлений советских людей, ярким выражением их идеалов и устремлений, идеологической и мировоззренческой направленностью.