Позитивизм

ПОЗИТИВИЗМ (от лат. positivus — положительный) — эклектическое философское течение, выступившее в 30-х гг. XIX в. во Франции с претензией стать «выше» материализма и идеализма. Утверждая, что положительное (достоверное) знание дается лишь экспериментальными науками, позитивисты пытались упразднить философию, поскольку она занимается якобы неразрешимыми проблемами, выходящими за пределы человеческого опыта. Позитивизм считает невозможным исследование сущности вещей, «конечных причин», ограничивая горизонт науки функциональными закономерностями, сходством, последовательностью и другими внешними связями. Агностицизм этого течения делает его разновидностью субъективного идеализма. Методология позитивизма метафизична, что проявляется в толковании высших форм движения материи как суммы элементарных движений. Отсюда вытекает позитивистская традиция объяснять сущность человека и процессы социальной жизни, в том числе искусство, посредством категорий и представлений, заимствованных у естествознания. Так, для основателя позитивизма О. Конта наука об обществе должна быть «социальной физикой», для И. Тэна философия искусства — подобие ботаники, для братьев Гонкур и Э. Золя искусство романиста — разновидность клинического исследования, для Ш. Летурно эстетика — часть антропологии.

Позитивистская эстетика видит основной источник искусства в имманентных, природных потребностях человеческой физиологии и психики, тогда как социальная среда считается лишь внешним условием художественной деятельности. Крупнейший представитель позитивистской эстетики И. Тэн считал, что развитие искусства детерминировано суммой трех факторов — расы, среды, момента. Подлинная диалектика материального и идеального, физиологического и духовного, личного и социального, абсолютного и относительного чужда позитивизму, а это создает непреодолимые препятствия для понимания истинной природы искусства, его гуманистической ценности (см. Натурализм).

Второй этап в развитии эстетики позитивизма (конец XIX — начало XX в.) связан с философией эмпириокритицизма (Э. Мах, К. Пирсон, А. Богданов и др.), которая была подвергнута сокрушительной критике В. И. Лениным. В эстетических взглядах эмпириокритиков (махистов) резко усилена субъективно-идеалистическая тенденция, присущая раннему позитивизму. Искусство начинает трактоваться как сфера эстетического наслаждения, не связанная с объективным миром, лишенная познавательного значения.

Третьим этапом в развитии этого течения становится неопозитивизм, т. наз. «логический позитивизм», возникший в 20-30-х гг. и распространенный во многих буржуазных странах. Неопозитивисты Ч. Огден, А. Ричардс, Ч. Моррис, С. Лангер и др. основным объектом исследования считают язык, т. е. категориальный аппарат науки, эстетики, и «язык» самого искусства, структуру художественного произведения. Эстетика неопозитивизма, и в этом ее несостоятельность, рассматривает художественно-образные структуры в отрыве от реального конкретно-исторического содержания художественных произведений.