ТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (греч. thema — предмет) — положенное в основу произведения искусства содержательное единство вычлененное из жизненных впечатлений переработанных художником в свете определенных идейно политических и эстетических принципов. Предметом изображения могут стать различные явления окружающего мира, природы материальной культуры, социальной жизни, конкретно-исторические события, общечеловеческие духовные потребности и ценности (любовь, материнство, жизнь, смерть, бессмертие, честь, бесчестие, и т. п.), — фантастические существа (кентавры, демоны, лешие, кикиморы, мыслящие предметы и животные) и т. д. Одни искусства тяготеют к непосредственному художественному выражению духовной стороны жизни (поэзия, музыка), другие к опосредованному (через предметное изображение), третьи к определенному синтезу непосредственной предметности и опосредствованной духовности (балет и т. д.). В художественной теме произведения органически слито изображение определенных сторон действительности и их специфическое свойственное данному художественному сознанию осмысление, эстетическая оценка, однако предметная непосредственно-изобразительная сторона является доминирующей по сравнению с таким важнейшим компонентом художественного содержания, как художественная идея. Зерном художественной темы ее носителем может стать характер (в портрете повести и рассказе), конфликт (в драме), общественно-историческое движение преломленное в человеческой судьбе в идее страсти героя (в романе), лирическое переживание (в лирике), картины природы (в пейзаже), предметный мир (в натюрморте и т. д.). В музыке художественная тема приобретает гармоническое, мелодическое ритмическое выражение. В художественно-эпической литературе тематическое единство пронизывает как взаимоотношения характеров, так и надпереонажные связи. На основании типологической тематической общности устанавливается дифференциация некоторых жанров искусства (плутовской роман, роман воспитания, мещанская драма, историческая картина, приключенческий фильм и т. д.).
Понятие художественная тема в искусстве охватывает четыре группы значений, различаемых по характеру ее направленности:
• объектная (на действительность, на объект отражения),
• культурно-типологическая (на традицию),
• художественно-конкретная (на целостный мир произведения),
• субъективная, или тема художника (на творца).
Понятие объектной художественной темы отнесено к характеристике реальных истоков содержания (художественная тема дворянства и народа, человека и буржуазного мира, войны и революции, природы и техники и т. д.). Сюда же относятся «вечные», общечеловеческие художественные темы; человек и природа, свобода, любовь, ревность и т. д. Культурно-типологическая художественная тема, означает содержательную предметность, ставшую художественной традицией мирового или национального искусства; художественная тема мадонны, блудного сына, распятия, «лишнего человека», «маленького человека», народного заступника, странника, праведника, в искусстве последних лет — тема встречи с детством и т. д.
В живописи тематической традицией являются или становятся ею на время живописная развалина, кораблекрушение, охота, терраса, освещенная солнцем, купальщица, бродячие музыканты, бой быков и т. д. Одним словом, художественная тема, как таковая — это воспроизводимые искусством аналогичные социально-психологические коллизии, характеры и переживания, хореографические и музыкальные образы, воплотившиеся в произведениях выдающихся художников, в определенном стиле и направлении искусства, ставшие принадлежностью жанра или почерпнутые из арсенала мифологии. Субъективная художественная тема — характерный для данного художника строй чувств, характеров и проблем (преступление и наказание у Достоевского, столкновение рока и порыва к счастью у Чайковского и т. д.). Художественно-конкретная тема — относительно устойчивая предметность содержания произведения искусства, способная к внутреннему развитию. Художественно-конкретная тема одна из основных категорий, с помощью которых исследуется внутренний неповторимый мир художественного произведения, сбитый с пластическим, музыкальным, графическим, монументальным, декоративным и т. п. формальным воплощением и проникнутый определенным типом содержательно-эстетического отношения к действительности (трагического, комического, мелодраматического и т. д.). В ней переплавлены аспекты объектной и культурно-типологической художественной темы в новое качество, присущее данному произведению и данному художнику.