СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — идейно-эмоциональная, чувственно-образная сфера значения и смысла, адекватно воплощенная в художественной форме и обладающая социально-эстетической ценностью. Содержание в искусстве системно упорядоченно, целостно и неотделимо от формы воплощения. Лишь теоретически абстрагируясь от этого живого единства, мы можем рассматривать содержание само по себе, в его наиболее существенных особенностях. В широко распространенных представлениях о художественном содержании встречается немало неточного и ошибочного (выведение содержания из сферы искусства и отождествление его с предметно-историческими реалиями, послужившими материалом для создания произведения, отождествление его с замыслами художника или с одним из содержательных компонентов: чаще с темой, которую можно сформулировать понятийно, или с сюжетно-событийной канвой, которую можно пересказать). Оборотной стороной таких представлений является ошибочная мысль о бессодержательности тех видов и родов искусства, в которых нет понятийно-словесного и предметно-изобразительного начала (например, инструментальной музыки или лирики). В действительности, содержание искусства находится в нем самом, а не вне его, оно возникает лишь в результате законченного творческого акта как система образных смыслов, находящихся друг с другом и с формой воплощения в единстве (см. Произведение художественное), и не может быть сведено к одному из своих компонентов. Содержательность музыки несомненна, но более специфична, чем у других видов искусства.
Хотя в организации художественного содержания, которое должно произвести эстетическое впечатление на зрителя, нет незначительных компонентов, тем не менее имеются основания говорить об определяющей, доминирующей роли в нем таких уровней, как идея художественная, тема художественная, пафос, тенденция (см. Тенденциозность), эстетическая оценка, характер, лирический герой и лирическое переживание. Посредством этих звеньев осуществляется связь искусства с жизнью.
Содержание, по Гегелю, есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма — переход содержания в форму. Применительно к историческому развитию искусства это положение означает, что художественное содержание постепенно формализуется и «оседает» в жанрово-композиционных пространственно-временных структурах, а затем снова вливается в актуальные содержательные пласты нового художественного процесса, влияя на них и преобразуя (см. Форма художественная, Жанр). По отношению к структуре художественного произведения это означает, что принадлежность тех или иных компонентов к содержанию или к форме относительна: каждый из художественных уровней будет формой по отношению к вышестоящему и содержанием по отношению к низшему уровню, кроме того, в искусстве имеются сращения формы и содержания (сюжет, конфликт, предметная изобразительность, пространственно-временная сфера и т п.), наконец, в художественном произведении все уровни и компоненты взаимно «высвечивают» друг друга.
Последняя особенность, а главное, образная природа искусства (см. Образ художественный) определяет такое его атрибутивное свойство, как многозначность, т. е. способность художественному содержанию нести в себе массу дополнительных смыслов, которые невозможно сформулировать понятийно, создавать особый подтекст и контекст внутренних сцеплений, по-разному звучать в различных социально-культурных ситуациях, открываться одному и тому же человеку все новыми и новыми аспектами. Вместе с тем многозначность содержания не безгранична: в социально, эстетически жизненно важных его сторонах истинный художник не хочет быть понятым превратно, он целеустремлен и определен. Многозначность введена в определенные «берега» замыслом автора и целостной природой произведения: влияние различных художественных компонентов друг на друга, их «взаимовысвечивание» придают художественному содержанию ясность и определенность, сконцентрированную в художественной идее.
Содержание искусства рождено своим временем и обращено к нему, однако в нем всегда присутствует культурно-историческая память народа, а также ориентация на высшие нетленные духовные ценности человечества. Пропорции традиционного и актуального художественного содержания различны в различных культурно-художественных регионах, стилях и жанрах, на различных этапах исторического развития (сравнить народное и профессиональное искусство, западноевропейское искусство средневековья и Нового времени; балет и кинематограф, оперу и роман и т. д.).
В содержании искусства запечатлен определенный тип эстетического отношения к действительности и человеку, эстетический идеал времени и художника, оно проникнуто эстетическим пафосом возвышенного, трагического, комического, драматического, идиллически-сентиментального, героико-романтического, лирического и т. п. характера. Эта эстетическая наполненность и специфичность содержания отвечает глубинной функции искусства как ничем не заменимого средства воздействия на целостный внутренний мир человека путем гармонизации (см. Гармония) и катарсиса.