ЖАНР (от фр. genre род, вид) понятие, выработанное для обозначения внутривидовых подразделений искусства. Поскольку жанры сложились внутри всех видов искусства, это понятие имеет общеэстетический характер. В любом жанре раскрывается некоторая общность содержания (особый характер жизненных связей и отношений), направленности, отбора жизненных явлений и их художественного воплощения, идейно-эстетических оценок особенностей эмоционального воздействия. Каждый жанр отличается совокупностью относительно устойчивых художественных средств, играющих роль его своеобразных опознавательных признаков. Они носят производный характер, поскольку обусловлены характерным для каждого жанра преимущественным объектом отражения жанра связан со всеми сторонами образной структуры искусства и прежде всего с темой, сюжетом, композицией. Отдельные элементы жанра (его внешние, материальные признаки) могут быть отнесены к художественной форме, но в целом он воплощает единство содержания и формы.
Жанровообразующие признаки играют в различных видах искусства различную роль. В литературе принадлежность к тому или иному жанру (роман, повесть, рассказ, поэма, ода, элегия и т. д.) определяется, прежде всего, фактами познавательными и идейно-оценочными, в изобразительных искусствах решающую роль приобретает объект изображения (портрет, бытовая картина, натюрморт и т. д.), в музыке — способ исполнения (инструментальные, вокальные жанры) и ориентация на аудиторию (симфонические, камерные жанры).
Жанр — категория историческая, в жанре — осуществляется реальное движение искусства. Появление тех или иных жанров, их изменчивость и трансформация детерминированы в социально-историческом отношении. Жанр воплощает черты эпохи, образа жизни и поведения людей. Каждая историческая эпоха рождает свою жанровую систему, а в совокупности жанр обнаруживается художественный облик эпохи. Присущая развитию искусства неравномерность проявляется и в неравномерности развития жанровых форм. Конечный источник развития и трансформации жанра лежит в сфере социальных отношений, однако они в своем развитии обладают относительной самостоятельностью, внутренней логикой развития. В жанре закрепляются наиболее устойчивые тенденции развития искусства, воплощается единство и особенности художественного процесса.
Жанр — не безличная застывшая форма. Он опосредствован всеми сторонами творческого облика художника, его методом, стилем, манерой, мировоззрением. В выборе того или иного жанра, в его определенной, но подвижной, изменчивой форме реализуется и закрепляется совокупность
жизненных, идейных и эстетических установок художника.
В области жанровых форм реально проявляется переплетение тенденций к дифференциации и интеграции. Первая находит выражение в процессе возникновения новых жанров — внутри отдельных родов и видов искусства, вторая — преимущественно в переплетении различных жанров как на стыке уже сложившихся жанровых образований, так и в соотношении различных родов и видов искусства.
Жанры – неотделимы от художественных методов, которые, в свою очередь, реализуются через систему жанровых форм. Социалистический реализм сформировал присущую ему жанровую систему, являющуюся одним из проявлений его эстетического богатства, своеобразия и новаторства.