ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — специфическая форма пространственных отношений, свойственных создаваемой в произведениях искусства «художественной реальности». Произведение искусства имеет объективные пространственные характеристики, если оно существует в реальном пространстве — развертывается в плоскости (картина, гравюра, кинокадр и т. д.) или в трехмерном пространстве (скульптурное и архитектурное сооружения, мизансцена в спектакле, танец и т. п.), но в своем содержании оно заключает другой тип пространственных отношений — отношения образов, имеющих идеальный характер. Отличие этих отношений от реальных пространственных отношений природы или технических объектов состоит в том, что художественное пространство целенаправленно изменяет реальные пространственные структуры для выражения идей, поэтических представлений и чувств художника. Поэтому проблема плоскостности и глубинности в искусстве, проблема прямой и обратной перспективы, проблема воздушной и цветовой перспективы, проблема «лягушачьей» точки зрения или точки зрения с «птичьего» полета, проблема статики и динамики, проблема тектоники и т. д. решаются на сопряжении двух установок — изобразительной и выразительной Конкретное решение всех этих художественных проблем становится одним из существеннейших признаков стиля, как эпохального, так и группового и индивидуального. Все многообразие стилей, известных истории искусства, располагается между двумя полюсами — натуралистическим иллюзионизмом, который пытается адекватно передать в искусстве пространственные отношения природы, исключая к.-л. их художественную трансформацию, и абстракционизмом (геометрическим или ташистским), который, напротив, отрекается от объективных пространственных отношений реальности во имя свободного выражения «чувства пространства», присущего художническому мировосприятию.
Реалистический метод стремится к органическому соединению верного отражения реальных пространственных отношений и выражения их переживания и осмысления художником.