ФУНКЦИИ ИСКУССТВА (от лат. function — исполнение, осуществление) — роль, которую выполняет искусство в жизни человека и общества. Искусство отражает жизнь человека в нераздельности ее при родных, социальных и личностных моментов. Отсюда вытекает многообразие его функций как по отношению к отдельному человеку (зрителю, слушателю), так и их множеству, составляющему публику, а через нее к обществу в целом. Многообразие функций свойственно и науке, но в искусстве оно получило более разностороннее развитие в силу его способности давать целостную картину мира.
Полифункциональный характер искусства был уже давно замечен эстетикой. Однако в эстетических учениях прошлого выявлялись только некоторые функции, как правило, те, которые были близки эстетическим позициям самого исследователя. Что касается современной буржуазной эстетики, то для нее характерна тенденция к разрыву между социальной, культурной и эстетической функциями искусств. Буржуазные ученые рассуждают следующим образом. Если рассмотреть те роли, которые произведение искусства играет в обществе, то окажется, что они аналогичны, а иногда даже дублируют другие формы социальной информации и контроля, поэтому оригинальность и самостоятельное значение искусства при таком подходе не выявляется. Искусство приобретает большую ценность, говорят они когда оно обращено к конечным, а не промежуточным целям человеческого существования (к ценностям культуры и религии), а именно к изображению добра и красоты. Так общечеловеческий аспект искусства противопоставляется его социальному функционированию; одно без остатка исключает другое. Неспособность увидеть единство исторического и функционального, социального и эстетического аспектов искусства объясняется отсутствием у буржуазных ученых диалектики в анализе социальных явлений.
Говоря о системности функций искусства, мы, прежде всего, должны отметить то системообразующее начало, объединяющее все его функции, каким является эстетическая функция. Именно в эстетической функции выражается та неразрывность содержания и формы духовного и материального, без которой не может быть ни красоты, ни художественного образа. Поэтому все функции искусства проходят через эстетическую, хотя сама она в чистом виде не существует. Содержание и форма в искусстве всегда едины, хотя в восприятии можно акцентировать одну из сторон этого единства. В тот момент, когда мы переносим внимание с содержания на форму или с формы на содержание, как раз и проявляется его эстетическая функция, как свидетельство одухотворенности художественной плоти и материализованности ее идей. Так, самой своей организацией произведение искусства снимает «слепок» со своего главного предмета воспроизведения — человека, в котором душевные процессы погружены в телесные, а телесные — одухотворены. Но человек — это не просто индивид, это еще и его мир — область материальной и духовной культуры. Поэтому и мир искусства, воспроизводя эту особенность мира человека, представляет собой систему, в которой произведения одних видов больше тяготеют к духовной культуре, а других – к материальной: притом, что эстетическая функция не позволяет ни одному из них стать только духовным или только материальным явлением.
Среди функций искусства можно выделить — духовные (идеологические) и практические (социально-организующие). Благодаря первым мы получаем возможность яркого эмоционального познания природы, истории и современной жизни общества. Искусство вводит нас в глубины человеческой души, раскрывает ее тайны, воспитывает нравственно и политически. Другой род функций искусства направлен на то, чтобы организовать труд и быт, создавать радостную социально-психологическую атмосферу на работе, улице, дома, окружать человека комфортом. Ведь какими бы вещами он ни пользовался, но если к ним прикоснулись руки художника, эти вещи приобретают эстетический характер и требуют особого любовного и бережного отношения к себе, точно так же как живопись и фотография учат любоваться природой, развивают способность замечать в ней эмоциональный, «человеческий» аспект.
Воспроизводя целостно человеческую культуру, искусство выполняет еще одну функцию — коммуникативную (вернее, их набор), т. к. без общения не может быть никакой деятельности. При этом характер общения, деловой или дружеский, служебный или развлекательный, определяет разные коммуникативные функции.
Функции искусства, т. о., делятся на четыре рода.
Первый род связан со способностью произведений искусства быть носителями социальной информации, поэтому их можно назвать познавательно-идеологическими.
Второй связан с их принадлежностью к предметной среде, окружающей человека. Их можно назвать практическими или социально-организующими.
Третий род — коммуникативные функции. Они переводят вышеуказанные функции из ограниченного в общекультурный контекст.
И наконец, эстетическая функция искусства фиксирует его общечеловеческий, антропологический аспект, воздействие искусства на человека в целом, в единстве всех его сторон.