ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА эстетика (от лат. existentia существование) направление в иррационалистической буржуазной эстетике XX в., возникшее после первой мировой войны и окончательно сформировавшееся в 30-40-е гг. Философия и эстетика экзистенциализма возникла как результат кризиса буржуазного сознания. Наибольшее распространение она получила в 50-е гг., когда произошло заметное изменение ее проблематики, в которой усилились социально-политические мотивы эстетики экзистенциализма, отражая различие его национальных вариантов, а также его религиозной и атеистической версий, внутренне неоднородное образование. Наиболее общим ее основанием могут считаться идеи феноменолога Э. Гуссерля и экзистенциалиста М. Хайдеггера.
Методологически эстетика экзистенциализма исходит из феноменологических посылок о глубоком различии и специфической связи сознания, как активного начала, и окружающих его материальной культуры, природы, наделяемых пассивностью, «вязкостью». Отсюда эстетическое отношение к миру, противопоставленное инструментально-практическому, выступает как сфера «свободы сознания». Реальность подвергается в нем «отрицанию», она «преодолевается», подтверждая активность сознания. Не случайно эстетика экзистенциализма обратилась к проблеме воображения, которое трактуется в том же субъективно-идеалистическом ключе. Ей были созвучны установки тех авангардистских школ, которые претендовали на активизацию интеллектуальной стороны художественного восприятия (кубизм, например). По тем же причинам представители экзистенциализма выступили (Ж. П. Сартр) против сюрреализма, отрицающего свободу сознания в акте художественного восприятия. По своим установкам эстетика экзистенциализма противостояла в 30-40-е гг. психологическим направлениям буржуазной эстетики, ее формальным школам, фокусируя внимание на эстетическом субъекте как активном, сознательном начале. Эта же установка определила в 60-е гг. сущность ее дискуссии со структурализмом. Внутри экзистенциализма существовала тенденция онтологизации эстетического восприятия, которое понималось как акт влияния человека и природы (Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю). Эта тенденция, усиленная ростом антитехнических настроений буржуазной интеллигенции в 60—70-х гг. развивается современной феноменологической эстетикой.
Искусство в эстетике экзистенциализма рассматривается как область практики, в которой по преимуществу реализуется свобода человека, идеалистически приравненная к свободе сознания. Отсюда утопическое утверждение о том, что художественное развитие есть путь к развитию в человеке чувства свободы, преодолению тяготеющих над ним в действительности сил. Эти положения по-разному развиваются представителями экзистенциализма (могут быть усмотрены два полюса: для К. Ясперса и Марселя характерна мистическая трактовка этих положений, для Сартра — социально-политическая). На одном полюсе искусство — это приобщение к свободе через «асоциальную коммуникацию» (Ясперс) или чувство сверхъестественного, бога. На другом — искусство есть способ формирования в человеке потребности в свободе, прежде всего политической. Эта вторая интерпретация составляет теорию «вовлеченной литературы» Сартра, являющуюся примером эстетического утопизма и «политизации» эстетики в индивидуально-анархическом духе.
Значительное место в эстетика экзистенциализма занимает исследование творчества, главным образом литературного, в наибольшей степени отвечающее представлениям экзистенциализма о художественном творчестве. И если у Хайдеггера творчество рассматривалось в связи с бытийными проблемами, у Марселя как способность быть «верным сущему», то Сартр пытался вскрыть особенности творчества, названного им творчеством «поэта-отщепенца» который ненавидит окружающее его буржуазное общество, но ничего, кроме показа скрытых язв этого общества, не может противопоставить его морали, превращаясь из «жертвы» в его «палача».
Противоречивая жизнь буржуазного искусства, отдельные стороны его авангардистских течений рассматривались в многочисленных художественно-критических статьях, составляющих значительную часть эстетических исследований экзистенциалистов. Однако исключительное влияние этого круга идей на буржуазное искусство 40-50-х гг. определено не столько эстетикой экзистенциализма, сколько общими положениями его философии, подчас довольно произвольно интерпретированными, а так же тем, что многие представители экзистенциализма были писателями, драматургами (Марсель, Камю, Сартр). Наибольшее распространение в буржуазной литературе драматургии получили пессимистические, созвучные кризису буржуазной культуры темы «абсурдности» бытия, противоречия активной личности и конформистской массы, фундаментальной трудности или невозможности контакта между людьми, одиночества человека в мире вечной природы и т. д. Вместе с тем поднятая в острой форме французским экзистенциализмом тема «откровенности» вызвала оживление политического театра, моральной проблематики в литературе.
В целом эстетика экзистенциализма, развитие которой завершилось к 70-м гг., представляет собой характерное явление кризиса духовной культуры буржуазного общества.