Из всего того, на что я обратил внимание выше относительно общего характера лирики и более конкретных определений, относящихся к поэту, лирическому произведению и видам лирики, уже достаточно явствует, что конкретное рассмотрение именно этой области поэзии возможно только при историческом подходе. Ибо общее, что можно констатировать как таковое, остается не только ограниченным по своему объему, но и абстрактным в своей ценности, поскольку почти ни в одном другом искусстве своеобразие времени и национальности, равно как и неповторимость субъективного гения не составляют в такой мере определяющего момента содержания и формы художественных произведений. Но чем более вырастает перед нами требование дать такое историческое изложение, тем более я вынужден — именно вследствие этого многообразия лирической поэзии — ограничиться исключительно кратким обзором того, что довелось мне узнать из этой сферы и к чему я мог почувствовать более живое участие.
Основание для общей группировки многообразных национальных и индивидуальных лирических созданий, как и в случае эпической поэзии, нам надлежит заимствовать в тех всеобъемлющих формах, в которых вообще развивается художественное творчество и которые мы уже знаем в качестве искусства символического, классического и романтического. Это же основное членение мы должны принять и в данной области и последовать по ступеням, которые приведут нас от восточной лирики к лирике греков и римлян и от нее — к лирике славянских, романских и германских народов.
a) Восточная лирика
b) Лирика греков и римлян
c) Романтическая лирика