Сократические школы

СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ — древнегреческие философские школы, созданные учениками и последователями Сократа. Платоном была создана школа, известная под названием Академии; Евклид из дорийской Мегары явился основателем мегарской школы; Федон из Элиды — элидо-эргтрийской школы; Антисфен — кинической школы; Аристипп из Кирены — киренской школы. Все эти школы возникли в 4 в. до н. э. после смерти Сократа. Платонова Академия, в которой на протяжении её истории сменялись различные идеалистические философские направления, была как нехристианская школа закрыта Юстинианом в 529 н. э. Мегарская, элидо-эретрийская и киренская школы существовали сравнительно недолго (4 и 3 вв. до н. э.). Кинич. школа в 3 в. до н. э. была поглощена школой стоиков и вновь возродилась в 1—2 вв. н. э. (Дион Хрисостом, Демонакс, Перегрин Протей и др.). Мегарскую и родственную ей элидо-эретрийскую школу характеризует попытка связать этич. учение Сократа с принципами элейской школы путем отождествления блага, о котором учил Сократ, с единым неподвижным и неизменным сущим элейцев. Отрицая в бытии прерывность, множественность, движение, изменение, мегарцы пользовались не только аргументацией элейцев, но и приёмами софистики и 4 вв. до н. э. Кинич. школа также была связана с софистикой, и основатель её Антисфен был учеником не только Сократа, но и Горгия.

Антисфен отрицал реальность общего, считая существующим только единичное. С этой точки зрения он отвергал теорию идей Платона, говоря, что отдельного человека он видит, но «человечности» («идеи» человека в платоновском смысле) не видит. В этом споре по вопросу о реальности общего впервые выступает противоположность между реализмом и номинализмом. Высшим благом киники считали добродетель, которая, по их мнению, не зависит ни от каких внешних условий и для которой нужна лишь «сила Сократа». Идеал киников — полное равнодушие к так называемым внешним благам и культуре, самодостаточность и бесстрастие. Была связана с софистикой и киренская школа; Аристипп был не только учеником Сократа, но и последователем Протагора. Отрицая объективную истину, Аристипп считал познаваемыми только чувствования, но не сами вещи. Сократово благо он отождествлял с разумно выбранными наслаждениями, вследствие чего школа получила название гедонистической (греч. наслаждение). Несмотря на противоположность взглядов, киническая и киренская школы сходны в том отношении, что как в той, так и в другой школе в качестве высшей проблемы философии рассматривался вопрос о личном благе отдельного человека. Этика приобрела индивидуалистический характер и была поставлена на первое место по отношению к другим частям философии. В этих чертах философской мысли получил своё отражение начавшийся в 4 в. до н. э. кризис древнегреческого рабовладельческого государства.