КЛАССОВОСТЬ искусства — отражение в художественном творчестве интересов и устремлений классов. Основа классовости— связь искусства с жизнью. Представляя собой социальное явление, искусство художественно отражает идейное содержание жизни общества (см. Идейность искусства). Поскольку художник, создающий произведение искусства, живет и действует в определенных социальных условиях, его творчество всегда целенаправленно, т. е. тенденциозно (см. Тенденциозность искусства). Характер и содержание этой направленности определяется тем, интересы каких классов находят выражение в этом искусстве. История искусства, начиная с эпохи рабовладения и до сегодняшнего дня, представляет собой яркую картину активного участия художников всех эпох в идейной борьбе своего времени на стороне различных классов.
Классовость преломляется в искусстве сквозь призму нравственных, философских, религиозных и других идей и представлений. Идейные устремления классов в искусстве проявляются не в абстрактной, понятийной форме, а через систему художественной образности. Следует иметь в виду также жанровые особенности искусства, создающие для этого различные возможности. Роман, опера, кинофильм, спектакль и другие жанры, использующие специфический язык искусства, способны наиболее адекватно выражать идейно-классовое содержание. Симфоническая музыка, пейзаж, натюрморт и другие жанры искусства обладают иными возможностями, и связь их с классовыми интересами эпохи более сложная. Однако во всех случаях эта связь существует. В классовом обществе бесклассового или надклассового искусства нет и быть не может, т. к. «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (В. И. Ленин)
Классовость искусства не всегда проявляется в ясно осознанной форме. Художественное творчество всегда классово, но это может не осознаваться художником в полной мере. Ярчайший пример этому Л. Н. Толстой, творчество которого В. И. Ленин назвал зеркалом русской революции, но который революции явно не понял, от которой он явно отстранился. Но «если перед нами действительно великий художник, то некоторые хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в своих произведениях» (В. И. Ленин). Для выявления подлинного места художника и роли его творчества в идейной борьбе нужен конкретно-исторический анализ.
Классовость искусства становится осознанной в периоды острой классовой борьбы. Возникает партийность искусства. Классики марксизма очень высоко ценили поэтов эпохи революции 1848 г.— Ф. Фрейлиграта, Г. Гейне, Г. Веерта и др., которые служили революции, пробуждая в пролетариате чувство протеста против капиталистического гнета, призывая его к объединению и борьбе. Советские художники, начиная с М. Горького, творят с полным осознанием исторической перспективы и своего места в общей борьбе за переустройство общественной жизни. В искусстве социалистического реализма, следовательно классовость органически переплетается в партийность объективные условия творчества и субъективные устремления художника совпадают на основе полной осознанности места и роли художественного творчества в идейной борьбе.
Классовость искусства социалистического реализма определяет его непримиримость по отношению к буржуазному искусству. Борьба за претворение прогрессивных идей против античеловечности современного буржуазного искусства характеризует социалистическое искусство как выразителя общечеловеческих идеалов. Классовое органически сливается с общечеловеческим и по мере продвижения к коммунизму социалистическое искусство будет приобретать все более общенародные, общечеловеческие черты.