АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н. э.) — великий древнегреческий философ, идеолог античного общества.
Аристотель жил в эпоху огромных политических потрясений, связанных с жестокими войнами, закончившимися завоеванием, и объединением Македонией под своей властью всех государств античного мира, потерявших свою независимость. Аристотель родился в греческой колонии Стагира во Фракии (отсюда его наименование «Стагирит»). Отец его был придворным врачом македонского царя.
В 367 Аристотель поселился в Афинах — центре тогдашней культуры, где получил философское образование в Академии Платона, в которой пробыл 20 лет, вплоть до смерти Платона.
В 343, по приглашению македонского царя, Аристотель занял место воспитателя царского сына Александра, будущего знаменитого полководца.
В 335 Аристотель вернулся в Афины, где основал свою философскую школу (Ликой), просуществовавшую несколько столетий (эта школа известна также под названием перипатетической). После смерти Александра Македонского Аристотель, в связи с ростом в Афинах освободительного движения против македонского господства, вынужден был покинуть Афины. Год спустя он умер.
Сочинения Аристотеля охватывают все области знания того времени: логику, психологию, естествознание, историю, политику, этику, эстетику. Его философия еще не была отделена от других отраслей знания и представляла собой единую, нерасчленённую науку, стремившуюся обобщить все теоретические достижения древнегреческой мысли.
Эстетические и педагогические взгляды Аристотеля.
Значительна также историч. роль эстетических воззрений Аристотеля, изложенных гл. обр. в его «Поэтике». Аристотель подверг критике идеалистич. теорию Платона о том, будто прекрасное получает своё содержание от потусторонней «идеи». Признавая необходимость исторического рассмотрения искусства, Аристотель усматривал ого цель в познании действительности и подчёркивал познавательное значение искусства и его социальную функцию. В основе художественного творчества лежит, согласно Аристотелю, подражание действительности. Однако искусство для Аристотеля не есть простое натуралистическое воспроизведение случайных единичных явлений действительности, а обобщённое воспроизведение «вероятного». Обязательным требованием к произведению искусства Аристотель считал правдоподобие, художественную правду. Эстетика Аристотеля теоретически обобщала принципы античного реалистич. искусства.
Влияние, оказанное Аристотелем на последующее развитие научной и философской мысли, весьма велико. На протяжения ряда веков произведения Аристотеля служили одним из важных источников теоретич. мысли и научного знания, энциклопедией античной мудрости. Передовые, прогрессивные мыслители опирались на материалистич. и диалектич. тенденции в философии Аристотеля; реакционные идеологи старались ухватиться за идеалистич., метафизич. стороны его учения.
Ни одно из сочинений Аристотеля, опубликованных им самим, не сохранилось. Известны лишь немногие фрагменты из них, приводимые в сочинениях древних авторов. Сведения об общем количестве написанных Аристотелем произведений противоречивы; во всяком случае, они были очень многочисленны (по разным данным, от 400 до 1 000). Дошедшие до нас произведения Аристотеля воспроизводят его рукописи, предназначавшиеся для учебных целей. Они были впервые опубликованы спустя около 300 лет после его смерти (в 60—50 гг. до н. э.) Андроником Родосским.
В основе этого издания лежали по большей части подлинники Аристотеля, частично с последующими изменениями и добавлениями. Из естественно-научных работ Аристотеля, изданных Андроником, наибольшее значение имеют «Физика», «О душе», 4 работы по зоологии.
Основным вопросам философии посвящена «Метафизика» (названная так вследствие того, что в собрании Андроника она была помещена после «Физики». «Метафизика» составлена из нескольких трактатов, написанных в разное время. Логические произведения Аристотеля были позднее, в византийский период, собраны под общим названием «Органон». Одно из включённых в «Органон» сочинений — «Об истолковании» — позднейшего происхождения и написано после смерти Аристотеля.
«Этика» Аристотеля состоит из двух вариантов: опубликованного сыном Аристотеля («Никомахова этика») и обработки Евдема («Евдемова этика»). Из 158
трактатов Аристотеля, посвящённых изучению различных государственных устройств и послуживших подготовительными работами к его «Политике», был обнаружен сравнительно недавно только один — «Афинская полития» (впервые опубликован по египетскому папирусу в 1891).