Преемственность в искусстве

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в искусстве — связь между историческими периодами развития искусства, художественными школами, направлениями, стилями, индивидуально-творческими манерами. Сущность преемственности заключается в наследовании художественно-эстетических идей, творческих принципов, в сохранении формально-содержательных структур и элементов искусства. Преемственность в искусстве не означает простого повторения достижений прошлого искусства. Уникальность его исторических этапов и специфических форм творчества обусловлены неповторимой социально-исторической ситуацией, в которой творит художник. Поскольку условия создания того или иного произведения искусства, отмечал К. Маркс, «никогда не могут повториться снова», не может повториться и вызванная ими к жизни художественная культура. Сведение преемственности к простой повторяемости, канонизации прошлых художественно-эстетических принципов, правил (академическое направление в живописи XIX в.) является серьезным тормозом художественного развития. Важной чертой преемственности в искусстве является наличие связей данного этапа развития искусства не только с предшествующими ему, но и со всем прошлым художественно-эстетическим опытом человечества. Преемственность, следовательно, характеризует не только искусство отдельного народа, она является существенной стороной мирового художественного процесса.

В художественном развитии преемственности проявляется, в частности, как сохранение высших художественных достижений прошлого. Время не умаляет их ценности и не делает их достоянием исключительно истории искусства. Подлинно великое искусство прошлых эпох входит в духовную культуру современности и продолжает оставаться источником эстетического познания и наслаждения.

Воплощение исторически развивающегося богатства духовного мира человека, его мыслей и чувств составляет основу преемственной связи искусства различных времен и народов.

Преемственность художественной формы предполагает сохранение в арсенале изобразительно-выразительных средств искусства исторически накопленного богатства художественного языка, жанрового, видового многообразия.

Специфические черты преемственности в художественном развитии человечества определяются социально-эстетической сущностью самого искусства, эволюция которого обусловлена социальными причинами. Однако здесь нельзя не учитывать специфических закономерностей развития искусства, его относительной самостоятельности. Это исключал вульгарно-социологический подход к анализу художественной культуры.

Буржуазная эстетика интерпретирует преемственность либо в духе релятивизма, признавая преемственность в ограниченных рамках одной эпохи (О. Шпенглер, Б. Кроче), либо в духе одностороннего эволюционизма, когда каждая эпоха в истории искусства рассматривается лишь в качестве подготовительного этапа последующей, более высокой ступени искусства.

Характер преемственной связи в искусстве исторически изменчив. Преемственность искусства в антагонистических формациях носит ограниченный и противоречивый характер. Только в социалистическом обществе она выступает как диалектическое единство традиций и новаторства в художественном процессе. Искусство социалистического реализма, творчески используя в снятом виде все богатство художественных достижений человечества, одновременно предполагает необходимость собственного обогащения и развития, устанавливая тем самым связь с будущим искусством общества.