ВЧУВСТВОВАНИЯ ТЕОРИЯ (нем. Einfuhlung — вчувствование) — субъективно-идеалистическая эстетическая теория, отрицающая объективный характер эстетического, получившая развитие на Западе во второй половине XIX в. Термин «вчувствование» изобретен немецким теоретиком Р. Фишером. Систематическое изложение получила в начале XX в. у немецкого психолога и эстетика Т. Липпса, который попытался определить специфику эстетического наслаждения.
Он различал три типа удовольствия:
• во-первых, наслаждение от восприятия чувственного объекта;
• во-вторых, наслаждение субъекта своими качествами (силой, ловкостью и др.), в-третьих, наслаждение самим собой в объекте.
Третий тип наслаждения является эстетическим. Следовательно, согласно теории вчувствования, эстетического как объективного свойства качества не существует. Субъект проецирует эстетическое в объект и наслаждается не им, а самим собой — тем, что он внес в объект. Независимо от Липпса теорию вчувствования («одухотворения») сформулировала англичанка В. Ли. Она говорит о воображаемом проецировании свойств субъекта на объект («море смеется», «ветер воет», «струны плачут»), что и составляет природу искусства. Сторонники теории вчувствования (В. Баш и др.) постулируют субъективно-идеалистический тезис, согласно которому предметы реального мира сами по себе лишены эстетической ценности, таковыми они становятся благодаря их одухотворению субъектом, вследствие внесения чувств, переживаний, мыслей в объект. Они доказывают, что эстетическую окраску предметы и явления получают в результате слияния субъекта с объектом лишенные сами по себе какого бы то ни было эстетического значения предметы служат лишь материалом для психической деятельности субъекта.
Теория вчувствования открыла путь для субъективно идеалистических спекуляций и тем самым мешала развитию эстетики как науки. В сущности она была одной из идейных основ модернизма и формализма в искусстве XX в.