ПЕРСПЕКТИВА (от лат. perspicere — ясно, правильно видеть) — в изобразительном искусстве наука о правилах и приемах изображения на плоскости (в картине, фреске, рисунке, скульптурном рельефе и т. п.) удаленных от наблюдателя предметов. Знание правил перспективы помогает художнику передавать видимые явления реального мира (объем, величину и четкость предметов в зависимости от положения их в пространстве, изменение их освещения и окраски и т. д.) в соответствии с закономерностями зрительного восприятия. В европейском искусстве эти правила и приемы были впервые сведены в систему определенных законов, подкреплены математическими расчетами и обобщены в теорию перспективы художниками и учеными эпохи Возрождения П. Учелло, II. Франческа, Л. Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрером, Л. Пачоли и др. Применение законов линейной перспективы привело к расширению границ эстетического освоения действительности, способствовало развитию реалистических тенденций в мировой художественной культуре.
Вместе с тем в истории искусств известны иные принципы выразительности, основанные на своеобразных законах пространственных построений (живопись Византии, Древней Руси).
В русском и советском искусстве примером блистательного использования возможностей перспективы при отражении полноты действительности в правдивых художественных образах является творчество М. Воробьева, С. Щедрина, К. Брюллова, А. Иванова, В. Сурикова, И. Репина, К. Юона, А. Лактионова, А. Дейнеки и др. мастеров.
Овладение законами перспективы — безусловно необходимая часть профессионального мастерства художника. Несоблюдение их обычно свидетельствует о недостаточности профессиональных навыков. Однако в отдельных случаях методу социалистического реализма не противоречит и сознательное отступление от того или иного правила перспективы, когда логика идейного замысла приводит художника к необходимости использовать для отображения действительности более условные формы выражения. Но во всех таких случаях, если это не формалистическое произведение, где изначально нарушается диалектическое единство формы и содержания, маскировка перспективных неувязок удается лишь хорошо профессионально подготовленному художнику.
Термин перспектива употребляется и при определении глубинного пространства в картине, характеристики ее дальних планов, например в пейзажной живописи.