Импрессионизм

ИМПРЕССИОНИЗМ (от фр. impression впечатление) направление в искусстве, наиболее ярко выразившееся во французской живописи 70—90-х гг XIX в. (художники: К. Моне, О. Ренуар, Э.Дега и др., теоретики: А. Сислей, Р Гаман, П. Синьяк и др.)

Под этим названием на выставке, организованной группой художников, порвавших с Академией (1874 г.), была представлена картина Клода Моне

«Впечатление Восход солнца» (Impression. Soleil levant) Вскоре импрессионизм начинает проникать в другие виды искусства — музыку, литературу, скульптуру, кинематограф. Основным методологическим принципом импрессионизма, в отличие от

Impression_soleil_levant_1872

официального академического направления, было обращение к реальной действительности, с тем чтобы передать непосредственное впечатление о ней (Э. Дега, «Абсент», К. Моне, «Улица Манторжель»; О. Ренуар «Анна» и др., музыка Б. Бартока, К- Дебюсси М. Равеля и др.). Это привело к необходимости работать над поисками новых форм изображения, искать новые композиции и цветосочетания в живописи и кинематографе (спектральный круг), в музыке — новые мелодические сочетания и гармонизацию произведения, в скульптуре — новые пластические объемы и динамику тела, в литературе — новые способы словесного воспроизведения мира Отстаивая главный принцип искусства — изобразительность, импрессионисты-живописцы решающее значение придавали живописи на пленэре (на природе).

Однако цель импрессионистов не воспроизведение самих предметов и явлений действительности, а передача своего восприятия реального мира. Этот принцип, абсолютизированный постимпрессионистами, привел к субъективизму и в конечном счете к формализму (а впоследствии к ташизму и к абстракционизму).

Обращение к социальным проблемам носило у импрессионистов в основном отвлеченно-созерцательный характер «Для импрессионизма мотивом к действию служит непосредственная радость, наслаждение мигом, чувственное удовольствие» (Р. Гаман) это делало его социальные позиции пассивными и неясными.

Несмотря на ограниченность импрессионизма, следует отметить и его положительное воздействие на развитие художественного мастерства XX в., в том числе и на реалистическое искусство (В. Серов, И. Грабарь, И. Левитан, Р. Кент, И. Стравинский, С. Прокофьев и др.).