БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО (абстракционизм) (от лат. abstractio — удаление, отвлечение) — упадочное направление в современном буржуазном искусстве.
У его истоков лежит творчество В. Кандинского и П. Мондриана, которые в начале XX в. определили два основных направления и метода абстракционизма: абстрактного экспрессионизма и геометрического абстракционизма.
Для первого характерна мысль о том, что искусство есть выражение внутренних состояний творческого «я», которое в конечном счете связано с абсолютным духовным началом. Поэтому искусство в принципе асоциально, оно должно, как считает Кандинский, «отворачиваться от опустошающего душу содержания современной жизни и обращаться к сюжетам и окружению, дающим свободный исход нематериальным устремлениям и исканиям жаждущей души» в беспредметном мире. Эти принципы наиболее полно были выражены в американском абстрактном экспрессионизме, достигшем расцвета в 40- 50-х гг XX в. в творчестве Дж. Поллока, М Тоби и др.
Второе направление — геометрический абстракционизм требовало от художника полного растворения своего «я» в акте творчества. В процессе проникновения в трансцендентальную сущность искусства происходило уничтожение индивидуальности художника. Вслед за Мондрианом, который в поисках всеобщей, универсальной сущности искусства боролся против перспективного видения предметов и мира, утверждал принципы плоскостной абстрактно-конструктивной живописи, его последователи довели до абсолюта геометрическое расчленение плоскости. Это направление, так же как и первое, отказывалось от решения каких либо социальных проблем.
Таким образом, если философско-эстетическим основанием первого был субъективный идеализм, то второй ориентировался на объективно-идеалистические концепции. В том и другом случае абстракционизм приводил к разрушению художественного образа, а следовательно, искусства, к отрыву его от социальных проблем современности. В этом наиболее ярко проявилась его классовая реакционная сущность, выражение интересов буржуазного общества. Опусы абстракционистов представляют собой сумбурное, хаотическое нагромождение линий и пятен (живопись) или конструкций из различных материалов (скульптура). Однако некоторые формальные поиски абстракционизма (сочетание цветов, конструктивное построение плоскости и др.) имели определенное значение для дизайна и промышленного художественного конструирования. В целом же беспредметное искусство стало выражением деградации современной буржуазной художественной культуры и в конце 50-х гг. потеряло популярность и влияние.