Идея художественная

ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (греч. idea- вид, образ, род, способ) — основной образно-целостный смысл законченного произведения искусства.

Следует отличать, во-первых, от идеи-замысла, которую в процессе создания произведения развивает, конкретизирует художник; во-вторых, от мысленно извлеченных из сферы непосредственной художественной образности и выраженных понятийно идей искусства (в критике, в искусствознании, в эпистолярно-теоретическом наследии).

Идея играет синтезирующую роль по отношению ко всей системе произведения, его частям и деталям, воплощаясь в конфликте, характерах, композиции, сюжете, колорите, ритме. Первостепенное значение для постижения идеи имеет процесс непосредственного эстетического восприятия произведения. Он подготавливается всей предшествующей социально-эстетической практикой человека, уровнем его знаний и ценностных ориентаций и завершается оценкой, включающей иногда формулировку художественной идеи. При первичном восприятии схватывается ее общая социально-эстетическая направленность, при повторном и многократном — восприятие углубляется новыми, ранее не воспринятыми темами, мотивами, внутренними «сцеплениями».

Если в научном познании идея выражается как определенный вид понятия или как теория, то в искусстве воплощается мысль-образ, мысль-эмоция, мысль-страсть (см. Пафос). В ее структуре исключительную роль играет эмоциональное отношение к миру, хотя выражено оно может быть в разной форме: открытой и скрытой, «текстом» и «подтекстом». Художественная идея рождается как результат познания и оценки социальной жизни, природы и человека в аспекте эстетического идеала (поиск «живой души» в мире «мертвых душ» у Н. Гоголя, «мысль народная» у Л. Толстого, тоска по лучшей жизни у А. Чехова и т. п.).

Художественные идеи глубоко связаны с идеями социальными, политическими, нравственными, религиозными. С одной стороны, художник является субъективным выразителем объективно сложившихся в обществе идей, с другой — большой талант выступает как властитель дум не одного поколения. Воплотившись в искусстве, художественные идеи активно воздействуют на развитие общества и личности, самого искусства. С течением времени они раскрываются новыми своими сторонами и гранями, иногда не предугаданными или лишь смутно ощущаемыми их создателем. Жизнеспособными, художественно полноценными являются идеи прогрессивные, гуманные. Ложная, реакционная идея способна погубить искусство: «Когда ложная идея кладется в основу художественного произведения, она вносит в него такие внутренние противоречия, от которых неизбежно страдает его эстетическое достоинство»

(Г. В. Плеханов)

Социально-эстетическая значимость художественных идей определяется правдивостью и глубиной постижения жизни, высотой гуманистического пафоса, степенью приближения к позициям прогрессивных сил общества, оригинальностью, эстетическим совершенством образного воплощения (см. Содержание художественное, Форма художественная, Идейность искусства).