ВООБРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (фантазия) — способность сознания перерабатывать, преобразовывать материал восприятий, впечатлений, создавать на их основе новые наглядные образы, в той или иной мере соотносимые с представлениями о прекрасном, возвышенном, совершенном. Воображение отражает объективную действительность, хотя и представляет собой в некотором смысле отлет от нее.
В воображении в начальной, идеальной форме находят выражение человеческие потребности, устремления, переживания. При помощи воображения художник создает в своем произведении модель той жизненной ситуации, которая его интересует в творчестве. Такая работа более всего посильна воображению, ибо по природе своей оно образно, продуктивно, свободно в оперировании представлениями о мире.
Одно из важных достоинств художественного воображения обусловлено его способностью не только отражать действительность, но и выражать отношение к ней. Отсюда и другое его важное свойство — воплощать в себе единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального.
Степень выраженности эстетических идеалов, вкусов, оценок в содержании произведений искусства определяется не только отображательными свойствами воображения. Не меньшее значение имеют и его продуктивно-созидательные возможности, благодаря которым с особой глубиной и выразительностью реализуются в художественном произведении как эстетические свойства действительности, так и эстетические потребности человека. Очень часто в искусстве это осуществляется через метаформу, символ, иносказание.
Воображение играет значительную роль при создании художественной формы. Так, изобразительно-выразительные приемы в искусстве сводятся фактически к приемам воображения— акцентированию и комбинированию. Акцентирование представляет собой выделение в искусстве через преувеличение, гиперболу, гротеск тех или иных сторон отображаемого явления (карикатура, шарж). Прием комбинирования предполагает соединение, совмещение разнородных элементов в новую художественную целостность (сфинксы, кентавры).
Благодаря воображению в художественном творчестве возможно нарушение реально существующих связей, объективных представлений: тайна шагреневой кожи (Бальзак), чаепитие поэта с солнцем (Маяковский), воскрешение из мертвых (в пьесе К. Симонова «Четвертый»). В подобных отступлениях, преобразованиях «форм жизни» художники заостряют наше внимание на различных сторонах реальной действительности, стремятся дать восприятию с максимальной наглядностью любую мысленную абстракцию, художественную идею.
Бесконечный ряд образов, творимый воображением художников-реалистов, опирается на материал действительности и, в конечном счете служит яркому выражению художественной правды. Свидетельство тому вся история искусства — от глубокой древности до художественной фантастики наших дней.