Скептицизм

СКЕПТИЦИЗМ — философское направление, проповедующее сомнение в возможности познания объективной действительности. Слово «скептицизм» произошло от греч. глагола, который в первоначальном смысле означает «озираюсь», «осматриваюсь», а в переносном — «взвешиваю», «обдумываю», «сомневаюсь». Последнее значение легло в основу наименования школы скептицизма, т. к. для античного скептицизма характерно не прямое отрицание возможности познания, но лишь возведённое в принцип воздержание от определённых суждений.

Скептицизм как философское направление возник в Древней Греции. Его родоначальником был Пиррон. После Пиррона главными представителями античного скептицизма были Энезидем (точное время жизни неизвестно) и Секст-Эмпирик (2 в. до н. э.). Последователи Пиррона, а также Аркесилай (315— 241 до н. э.) и Карнеад (р. ок. 214—212—ум. ок. 129— 128 до н. э.) — представители более умеренного скептицизма. С точки зрения скептиков, убеждение в невозможности познания вещей должно привести в теории к «воздержанию от суждения», а в практике — создать бесстрастное, безразличное отношение к предметам, «безмятежность» души [атараксия, греч., буквально — невозмутимость].
К. Маркс высоко ценил древних скептиков за их образованность и критичность суждений и вместе с тем отмечал, что в их учении сказалось вырождение некогда сильной философской мысли.С развитием науки и философии в различные исторические эпохи изменялись содержание и роль скептицизма.

В эпоху Возрождения скептицизм сыграл прогрессивную роль в борьбе со средневековой идеологией и церковью. В 17 в. вслед за М. Монтенем («Опыты»,1580) и П. Шарроном («О мудрости», 1601) Пьер Бейль («Исторический и критический словарь») «разрушил метафизику с помощью скептицизма, подготовив тем самым почву для усвоения материализма и философии здравого смысла» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, стр. 141). Б. Паскаль («Мысли о религии», 1669), напротив, из скептицизма делал вывод в пользу теологии, ставя религиозное чувство выше колеблющегося в своём познании разума. В 18 в. крайнюю форму скептицизма — агностицизм — проповедовали Д. Юм (1711—76) и И. Кант. (1724—1804). Они пытались доказать, что наука якобы но раскрывает истинной природы вещей. По Юму, важнейшие философские категории — субстанция, причинность — не имеют объективного значения. По Канту, хотя «вещь в себе» и существует, однако она принципиально непознаваема.

Скептицизм опровергается теми же аргументами, что и агностицизм. Материальная практика человека убеждает нас в том, что, познавая явления, мы тем самым познаём и их сущность. Диалектич. материализм исходит из того, что нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, еще не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики. Широкая пропаганда в современной буржуазной философии скептицизма и агностицизма является одной из форм борьбы против науки и диалектического материализма.