ИДЕЙНОСТЬ ИСКУССТВА — отражение в произведениях искусства определенных общественных идеалов. Искусство возникает и функционирует как художественное отображение общественной жизни, в которую включается и ее идейное содержание. Это и философские концепции основополагающих законов бытия, и политические теории, волнующие миллионы людей, и созерцание единичных явлений природы. Нет таких сторон духовной жизни общества, которые не могли бы стать содержанием искусства.
В то же время отображение идей в искусстве подчинено его специфике. Искусство оперирует не абстрактными идеями, подобно науке. Все, в том числе и выражаемые идеи, предстает в искусстве как единство типического и индивидуального, рационального и эмоционального. «Искусство не допускает в себе отвлеченных философских, а тем более рассудочных идей: оно допускает только идеи поэтические, а поэтическая идея — это не силлогизм, не догмат, не правило, это — живая страсть, это пафос…» (В. Г Белинский).
Идея в искусстве «растворена» в художественной ткани произведения и лишь как вывод, итог воспринятого творения может выступать в логической форме
Как носитель идейного содержания, искусство всегда использовалось различными классами в качестве средства идейной борьбы (см. Классовость искусства). Поэтому оно оказывалось насыщенным как прогрессивными, так и реакционными идеями. Идейная борьба в искусстве является борьбой различных направлений и методов. Реализм, отображая борьбу прогрессивных сил общества, органически сливает идейность и художественность. Реакционные идеи, напротив, как правило, пагубно отражаются на художественном творчестве.
История искусства от античности через эпоху Возрождения к творчеству просветителей XVIII в., а от них к критическому реализму XIX в. отразила путь борьбы за прогрессивное высокоидейное искусство. Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Руссо, Дидро, Гельвеций и др.) считали искусство школой нравов и боролись за отражение в нем животрепещущих идей своего времени. Немецкие просветители (Лессинг, Шиллер и др.) видели в искусстве средство утверждения национального самосознания и борьбы против феодального деспотизма. Выдающуюся роль в борьбе с теорией «искусства для искусства» сыграли русские революционные демократы, которые рассматривали искусство не только как художественное познание глубинных процессов жизни русского общества, но и как средство борьбы против социальной несправедливости.
Эстетика научно обосновала единство идейности и художественности реалистического искусства . Все философско-эстетическое наследие классиков марксизма-ленинизма пронизано утверждением идейного содержания художественного творчества.
Идейная борьба между искусством социалистического реализма и буржуазным искусством представляет собой часть идеологической борьбы социализма против капитализма. В современном буржуазном искусстве ярко проявляется кризис буржуазного общества. Это искусство лишено главного — гуманистического пафоса, утверждения прогрессивных общественных идеалов. Отсюда — распад художественной образности, гипертрофирование формы, увлечение трюкачеством и т. п. явления. Из этого, однако, не следует, что современное реакционное буржуазное искусство полностью утратило идейную направленность: для него характерно утверждение индивидуализма, культ насилия, проповедь войны, расовой и национальной розни и т. д.
Современная буржуазия широко использует искусство и эстетику как средство идейной борьбы, учитывая тот факт, что в них идеологическая направленность скрыта специфическими особенностями художественной формы и труднее распознается реакционная сущность пропагандируемых идей. Вот почему эстетическое воспитание людей выступает сегодня как актуальная задача дня.