Гиперреализм

ГИПЕРРЕАЛИЗМ (от греч. hyper — над, сверх и лат. realis — вещественный) — одно из течений современного модернизма, представители которого на словах провозглашают лозунг «сверх правдивого» изображения действительности, а на деле доводят его до абсурда, до превращения в бессмыслицу. Другие названия гиперреализма — «суперреализм», «фотореализм», «холодный реализм», «резкофокусный реализм». Гиперреализм возник в 1960-х гг. в странах Западной Европы и в США. Появлению гиперреализма предшествовали такие течения, как немецкая «новая вещественность», американский «реджионализм», где внешнее подобие жизни становилось нарочито обесчеловеченным, лишенным эмоционального значения. Представители гиперреализма — Р. Гоингс, Ч. Клоуз, Р. Эстес, Д. Эдди, Р. Готтингем, Б. Шонцайт, М. Морли, Г. Кановитц, Р. Маклин и др.

ponchik_giperrealizm_goings

Гиперреализм выдает себя за разновидность реализма и противопоставляет свои творения беспредметным направлениям (абстракционизм, ташизм и др.), но по своей сущности он является типично модернистским течением, враждебным художественной правде и антигуманистичным. В гиперреализме реалистическое изображение подменяется мертвым муляжным подобием, подчеркнуто похожей, но обездушенной копией реальности часто в духе резкофокусной фотографии. Представители гиперреализма нередко используют раскрашенные фотографии или фотопроекции. Сам метод создания изображения отличается при этом механичностью. Нередко гиперреалистические изображения преувеличенно крупноплановы, напоминают детали, рассмотренные через лупу.

Гиперреализм снимает задачу целостного осознания мира, его гуманистической мировоззренческой трактовки. Объективный мир изображается в произведениях нарочито холодным, отчужденным, безжизненным. Жизнь предстает в его произведениях как собрание случайных осколков реальности, как нечто безликое и самодовлеюще иллюзорное. Подменяя жизнь ее суррогатом, насильственно омертвляя мир, гиперреализм исключает искусство из созидательной жизнедеятельности людей, из их освободительной борьбы. Как и другие модернистские течения, он разрушает природу искусства.