Футуризм

ФУТУРИЗМ (фр. futurisme от лат. futurum — будущее) — одно из упадочных направлений в буржуазном искусстве 10 — 20-х гг. XX в. Футуризм характеризуется отрицанием традиций в культуре, апологией техники и урбанизма, издевкой над традиционными вкусами, шокирующим антиэстетизмом, отрицанием всего предшествовавшего художественного опыта.

Он впервые зародился в Италии. Сам термин «футуризм» впервые появился в статье вождя итальянских футуристов Ф. Т. Маринетти «Манифест футуризма» (1909). Итальянский футуризм был созвучен стремлению национальной буржуазии превратить полуфеодальную страну в капиталистическую индустриальную державу. Критерием прекрасного были объявлены «техника», «скорость» и «сила». Мотор считался «лучшим из поэтов», несущийся автомобиль — «прекраснее Ники Самофракийской». Человек будущего представлялся в виде всемогущего, жестокого и бездушного механизма. Это привело к тому, что наиболее воинствующее крыло итальянских футуристов во главе с Маринетти заняло во время первой мировой войны откровенно милитаристскую позицию, а позднее поддержало фашизм.

В искусстве футуристы отбросили понятийное осмысление и предметное воспроизведение жизни, с тем, чтобы передавать свое интуитивное восприятие стремительного потока времени сочетанием «чистых», т. е. бессодержательных, материальных форм — путем произвольных словосочетаний и звукосочетаний в литературе, абстрактных композиций из линий и красок или деформированных предметов в живописи, диссонирующих аккордов и шумов в музыке.

Футуризм имел несколько национальных разновидностей, вортцисты в Англии; группа «Ниланд» в Германии; параксизм, динамизм, симультатизм во Франции; поэтизм в Чехословакии и др. В России, где футуризм возник между двумя революциями, сложилось несколько группировок. Основные из них «будетляне», или «Гилея» (В. Хлебников, Д. Бурлюк, В Каменский, В. Маяковский, А. Крученых и др.), «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, В. Гнедов и др.), «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Б. Лавренев, Р Ивлев и др.) и «Центрифуга» (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев и др.).

Русский футуризм был самобытным явлением. Его виднейшие деятели видели свои истоки в революции 1905 г. («Нам незачем было прибиваться извне — мы бросились в будущее от 1905 года»,— писал В. Хлебников). Многие из русских футуристов во время первой мировой войны заняли антивоенную позицию, а затем встали на сторону Октябрьской революции. В художественной практике они разделяли общее для футуристов увлечение в области самодовлеющего формотворчества. Однако в целом творчество русских футуристов далеко не ограничивалось только поисками в области формы. Маяковский, например, с самого начала выступал за «полезность поэзии», а в своем художественном творчестве шел по пути действительного новаторства, создавая искусство качественно нового типа, по сути своей далекое от футуризма.