ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА — группа искусств, основанных на прямом воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике. К изобразительным искусствам относятся скульптура, живопись, графика; в наши дни в эту группу принято включать также художественную фотографию. Изобразительные искусства дают статичное воспроизведение мира в его зримом, чувственно-достоверном бытие. Они основаны на видимом сходстве, подобии образа и реальности (см. Изобразительность в искусстве). Но достигается это сходство средствами, во многом отличными от изображаемого предмета: в скульптуре — пастилкой объемных форм, в живописи — красками на плоскости, в графике — линиями и пятнами в условном (чаще всего черно-белом) Цвете. Задача художника заключается в том, чтобы условными средствами достичь истины, безусловности жизненного впечатления, передать полноту реальности. Непосредственно изображая видимое в его неподвижном бытие, изобразительные искусства вместе с тем косвенно, опосредованно, опираясь на реальные связи чувственного восприятия, способны передать всю полноту жизни, создать целостный образ того или иного явления (см. Выразительность). Так, ассоциативно в зрительный образ могут быть включены все другие ощущения (например, слуховые: «Вечерний звон» И. Левитана и т. п.), а также может быть передано движение («Скачки» Т Жерико, «Боярыня Морозова» В. Сурикова и т. п.). Через одну грань явления, через один момент движения к воспроизведению его в целом — таков путь создания образа в изобразительных искусствах. При этом в реалистическом творчестве (в отличие от натурализма) изображение всегда осмыслено, прочувствовано и одухотворено. Оно имеет идейный смысл, является воплощением воззрений художника на мир в целом («Блудный сын» Рембрандта, «Пряхи» Веласкеса, «Явление мессии народу» А. Иванова, «Крестный ход» И. Репина, «Утро стрелецкой казни» В. Сурикова, «Оборона Петрограда» А. Дейнеки и др.). Через условность они идут к правде, через внешнее — к внутреннему, через явление — к сущности. Так, многие выдающиеся художники не раз повторяли, что в хорошем портрете человек более похож на самого себя, чем в реальной действительности. Причина этого — в художественном постижении сущности, истины явлений.
Непосредственное изображение жизни, являющееся основой изобразительных искусств, может в отдельных случаях усложняться и трансформироваться (гиперболическое заострение, гротеск, метафора, символ и аллегория, монтажное совмещение явлений, различных в пространстве и во времени, и др.) Однако все эти формы имеют вторичный и производный характер, являются развитием закономерностей непосредственного изображения как основы изобразительных искусств.
В модернизме эта основа разрушается (субъективистски деформируется или полностью отрицается), что ведет к распаду искусства, к антиискусству (абстракционизм, сюрреализм и т. д.).
В изобразительных искусствах различаются роды (искусство станковое, монументальное и декоративное), виды (скульптура, живопись, графика, художественная фотография) и жанры (например, в живописи — портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематическая картина). Скульптура сосредоточивает основное внимание на передаче богатства и многогранности человеческого образа через его объемно-пластическую характеристику (статуя, монумент, многофигурная композиция, рельеф); в ней различаются ваяние (высекание, удаление лишнего материала) и лепка (наращивание, добавление необходимого материала). Живопись посредством цветовых материалов (красок) изображает мир на двухмерной плоскости, передавая реальный объем условными средствами (светотеневая моделировка, цветовые соотношения); ей доступны все многообразие видимого мира, сюжетная передача событий и коллизий человеческой жизни. Графика в качестве художественного средства использует рисунок (обычно на бумаге), непосредственно выполняемый или печатаемый (гравюра, литография). Художественная фотография, опираясь на документальную основу (снимок конкретного явления), возвышается до образной характеристики, осуществляемой выбором ракурса, композиции, эмоционально-смысловым применением особенностей фототехники.
Все виды изобразительных искусств, отображая реальный мир, не копируют его, а создают художественные образы, мобилизуя все свои изобразительно-выразительные средства на раскрытие, подчеркивание и заострение самого существенного в соответствии с идейным замыслом художника.