Воспитание художественное

ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — формирование потребности в общении с искусством, способности воспринимать искусство во всем его жанрово-видовом многообразии и социально-исторической определенности, умения адекватно оценивать эстетические достоинства произведения искусства.

Художественное воспитание неотделимо от художественного образования как процесса приобщения человека к художественным ценностям, накопленным в ходе исторического развития человечества: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, — то ты должен быть художественно образованным человеком». Художественное образование как условие и элемент художественного воспитания следует отличать от профессионального художественного образования — систематической подготовки к самостоятельной творческой деятельности в определенной области искусства. Вместе с тем стимулирование художественно-творческой активности человека в рамках самодеятельности также служит важным средством художественного воспитания.

Художественное воспитание, являясь важнейшей частью эстетического воспитания, способствует формированию эстетического сознания личности.

В истории философско-эстетической и педагогической мысли идеи худ. восп. тесно связаны с пониманием природы искусства, его функций в обществе, с пониманием сущности человека.

Представители эпохи Просвещения отстаивали мысль о социальном назначении искусства, развивали идеи, согласно которым искусство смягчает нравы, воспитывает человека в духе гражданских добродетелей, развивает творческую активность.

Одна из важнейших идей социалистов- утопистов заключается в признании необходимости массового приобщения к искусству, сочетания xуд. восп. с другими видами гражданского воспитания. Хотя мыслители прошлого внесли много ценного в разработку идей xуд. восп., подлинные условия и задачи xуд. восп. остались нераскрытыми в их теориях. Обращение к искусству, его воспитательной силе, по мнению мыслителей прошлого, должно предшествовать изменению социальных отношений в обществе Русские демократы, рассматривая искусство как зеркало жизни, считали его и «учебником жизни», важным средством образования и нравственного, социально-политического воспитания. Н. Г Чернышевский ближе всех из предшественников подошел к пониманию связи воспитания и социальных преобразований в обществе.

В настоящее время художественное воспитание, являясь составной частью эстетического воспитания, играет важную роль в деле воспитания человека.

Художественное воспитание использует все жанрово-видовое многообразие искусства, опирается на лучшие достижения мировой художественной культуры.