Тип художественный

ТИП ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (греч. typos — отпечаток, образец) — созданный в процессе творческого воображения писателя, художника образ искусства, в котором отражены характерные черты определенной группы людей, определенного общества. В основе художественного типа может быть конкретно-историческая личность, но чаще это результат обобщения определенных свойств социальной группы людей, их классовых, национальных, психологических черт и т. д. Многие ведущие советские писатели создали яркие типичные образы, используя реальные прототипы («Как закалялась сталь» Н. Островского, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Зоя» М. Алигер и др.).

Однако и живой прототип и собирательный образ должны представлять собой художественное обобщение. Существуют различия в способах и приемах создания художественных типов в пределах единого реалистического метода. Так, гоголевский способ концентрации внимания на одной, существенной черте характера, заострение определенных социально-психологических особенностей устоявшихся в жизни типов помещиков в «Мертвых душах», выведение их «на всенародные очи» нетождественно- углубленному психологическому анализу самого процесса формирования определенного типа личности в «Войне и мире» Л. Толстого, раскрытию им «диалектики души» Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой.

В способности искусства «схватить» и художественно восполнить в типе движение характеров, сам психический процесс, зарождение и развитие идеи как движущей силы личности. Достоевский видел реализм «в высшем смысле». История реализма свидетельствует о безграничных возможностях создания художественного типа. В каждом художественном типе есть свой аспект, ракурс освещения духовного богатства и ограниченности человеческой личности.

Конкретное решение каждым художником диалектики общего и индивидуального в художественном типе имеет прямое отношение к степени его обобщенности, а также к способам и средствам типизации. Социальная значимость художественного типа зависит от объекта типизации, связана с распознанием ведущих типов эпохи, коренных социальных конфликтов. Глубоко воссозданные художником, подобные социальные типы достигают колоссального общественного звучания, выступают характеристикой целых эпох в жизни общества. Таковыми были типы «лишних» людей в русской литера туре середины XIX в., героев-шестидесятников в произведениях Чернышевского и Тургенева, рабочих-революционеров в творчестве Горького и т. д.

Однако сама по себе значительность объекта типизации не определяет степени и глубины художественного обобщения. В искусстве важен процесс художественного раскрытия типа. История искусства знает огромное количество примеров, когда, казалось бы, незначительный персонаж под рукой мастера вырастает в художественный тип большой обобщающей силы, становится значительным фактом искусства. Глубина поэтической мысли художника, умение увязать выбранный тип со всей системой социальных отношений, осветить конкретный характер светом общего содержания, значительной художественной идеи, увидеть в изображаемом закономерные черты, элементы «вечного» человеческого начала важнейшие условия создания художественного типа.

Всестороннее решение проблемы художественного типа углубляется вместе с развитием искусства и общества. Искусство XX в. выдвинуло новые аспекты этой проблемы. Принципиальное соотношение понятий типичности и художественности осталось незыблемым, но новые художественные открытия сферы изменяющихся социальных типов требуют новых аспектов современной интерпретации как конкретно-исторического содержания художественного типа, так и новых форм и средств художественной выразительности.