ТЕЛЕВИДЕНИЕ — средство массовой коммуникации, на основе которого постепенно складывается новый вид искусства. Первые телевизионные центры создаются в 30-х гг. XX в. В 40—60-е гг, телевидение получает массовое распространение во всем мире.
Его социальная ценность аудио и видеоинформативность. Телеэкран дает изображение на просвет, поэтому имеет несколько иную фактуру и иные законы композиции, чем кино. Свет наиболее сильное средство выражения в телевидении. Телевидение со своей
фактографичностью, близостью к натуре обладает большими возможностями отбора и интерпретации действительности. Вместе с тем оно содержит в себе угрозу стандартизации мышления людей. Важная эстетическая особенность телевидения – передача синхронности событий, непосредственный репортаж с места событий, включение зрителя в современный поток истории. Телевидение таит в себе, с одной стороны, богатые социальные возможности, а с другой, угрозы и благие перспективы. Оно может оказаться и троянским конем, и великим учителем человечества.
Техническая и коммуникативная стороны телевидения выступают в единстве, образуя технико-коммуникативную систему, характеризующуюся рядом собственных закономерностей функционирования и развития. Специфика телевидения во многом обусловливается преобладанием среди его передач информационных, спортивных, игровых, научно-популярных по сравнению с художественными. Включенность телепередач в непрерывный цикл телевизионного вещания программность телевидения тоже определяет своеобразие его изобразительно-выразительных средств. Это связано с тем, что закономерности восприятия телезрелища складываются под воздействием всех видов телепередач, в частности таких общих для них свойств, как программность, посредническая функция дикторов, ведущих и т. д. Домашние условия просмотра (интимный характер восприятия телезрелища), а также некоторое ослабление его визуальной стороны (по сравнению с кино) способствуют созданию менее напряженной психологической атмосферы и большей активности зрителя в оценке телепередачи. Это стимулирует насыщение телеизображения интеллектуальным содержанием требующим своего адекватного воплощения. Не случайно на телевидении осуществляется наиболее многогранный и разнообразный синтез изображения со словом. Благодаря использованию специфических художественных возможностей театральные, музыкальные, цирковые, эстрадные формы преобразуются в особые жанры телеискусства.
Телеизображение в наибольшей степени по сравнению с другими видами искусства приближено к реальности. Тем не менее, изобразительные средства телевидения существенно преобразуют картину изображаемой действительности, что дает возможность ее художественной интерпретации. Во всех видах телепередач используются особые выразительные средства, позволяющие показать мир также и с эстетической точки зрения. Такой вид выразительности следует отнести к выразительности телевидения как средства коммуникации. В художественном телевидении эта выразительность телезрелища претворяется в специфический феномен искусства. Основу восприятия телевидения во временном отношении составляет эффект сиюминутности. Не случайно прямое телевидение во многом определяет специфику его изобразительных средств. При записи на видеопленку часто имитируются такие его свойства, как импровизационность, неинсценированность и т. д. Выразительные возможности телевидения получают различную реализацию в зависимости от характера и жанра телепередачи. Так, например, сиюминутность в восприятии телезрелища мажет подчеркиваться или, напротив, ослабляться с помощью особых средств для достижения максимального воздействия на зрителя. В наибольшей степени это характерно для художественных передач, основой для которых является задача художественной интерпретации и оценки изображаемой действительности.
Подчиняясь общеэстетическим закономерностям, телеискусство обладает собственной художественной спецификой обусловливающей особую форму отражения им действительности.