До сих пор мы рассматривали скульптуру как самое адекватное выражение классического идеала. Но идеал не только развивается внутри себя самого, благодаря чему он сам по себе делается тем, что он есть согласно своему понятию, а затем начинает выходить за пределы этой гармонии со своей существенной природой. Как мы уже видели во второй части при рассмотрении развития особенных форм искусства, идеал получает и вне себя в символическом способе изображения предпосылку, которую он должен преодолеть, чтобы всеобще стать идеалом, подобно тому как более развитое, романтическое искусство уже выходит за пределы идеала.
Обе формы искусства — как символическая, так и романтическая — имеют элементом своего изображения человеческий облик; сохраняя его пространственную форму, они выявляют его в скульптурных образах. Поэтому, когда встает вопрос о кратком очерке исторического развития скульптуры, мы должны говорить не только о греческой и римской, но также о восточной и христианской скульптуре. Однако среди народов, у которых символическое составляло основной тип их художественных произведений, только египтяне были тем народом, который начал воплощать своих богов в человеческом облике, высвобождающемся из чисто природного бытия. Поэтому и у них мы должны встретить главным образом скульптуру, поскольку они вообще художественно воплощали свои воззрения в материальном как таковом. Христианская скульптура отличается большей широтой и богатством как в своем собственно романтическом средневековом характере, так и в своем дальнейшем развитии, когда она опять стремится приблизиться к принципу классического идеала и восстановить таким образом то, что специфически присуще скульптуре.
С этих точек зрения я хочу в заключение всего этого раздела сказать несколько слов, во-первых, о египетской скульптуре как предшествующей ступени подлинного идеала и указать ее отличие от греческой.
Вторую стадию представляет своеобразное развитие греческой скульптуры, к которой примыкает и римская. Но здесь мы будем рассматривать главным образом ту ступень, которая предшествует собственно идеальному способу изображения, так как о самой идеальной скульптуре мы уже подробно говорили во второй главе.
В-третьих, нам остается еще вкратце изложить принцип христианской скульптуры. Но здесь я могу высказать лишь несколько самых общих замечаний.