Агностицизм

АГНОСТИЦИЗМ (греч. αγνωστος — непознаваемое) — разновидность идеалистической философии, отрицающая возможность познания мира и его закономерностей. Агностицизм проповедовался уже античными скептиками (см. Скептицизм), но полное развитие получил в идеалистической философии Юма и Нанта и их последователей. «Мы, материалисты,— пишет Ленин,— вслед за Энгельсом, называем кантианцев и юмистов агностиками за то, что они отрицают объективную реальность как источник наших ощущений.

Агностик — слово греческое: а — значит по-гречески НЕ; gnosis — ЗНАНИЕ. Агностик говорит: не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая, отображаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это. Отсюда — отрицание объективной истины агностиком и терпимость, мещанская, филистерская, трусливая терпимость к учению о леших, домовых, католических святых и тому подобных вещах»
(Соч., 4 изд., т. 14, стр. 115).

Между взглядами Канта и Юма имеется некоторое различие: Кант признаёт существование объективного мира, «вещей в себе», непознаваемых нами, а Юм ставит под сомнение и самое существование объективного мира. Но это различно находится в пределах агностицизма, ибо отрицание того, что источником восприятия является объективная реальность, неминуемо ведёт «к субъективизму, к агностицизму,— все равно, будете ли вы отрицать познаваемость вещи в себе, объективность времени, пространства, причинности (по Канту) или не допускать и мысли о вещи в себе (по Юму)» (т а м ж е). Агностицизм Юма и Канта перепевался на разные лады в многочисленных школах буржуазной философии 19 и 20 вв. Отвергая материалистическую теорию отражения, агностицизм широко открывает двери антинаучным идеалистическим измышлениям. Агностическая формула «ignoramus et ignorabimus» («не знаем и не узнаем») стала одним из основных лозунгов буржуазных мракобесов. По море того как капитализм всё больше превращался в тормоз общественного и культурного развития и особенно когда он достиг стадии своего загнивания, агностицизм получал в буржуазной философии всё более широкое распространение, служа выражением стремления идеологов буржуазии ограничить науку в интересах реакционных классов. В растленной идеалистической философии эпохи империализма агностицизм становится преобладающим учением в теории познания. Ненависть к научному миропониманию выступает в деградирующей философии современного идеализма в самых циничных и агрессивных формах. Открытыми эпигонами агностицизма Юма и Канта являются позитивисты, махисты, неокантианцы. Наряду с этим некоторые идеалистические течения (т. н. критический реализм, феноменология Гуссерля и др.) протаскивают Агностицизм более замаскировано, не утверждая прямо и открыто принципиальную непознаваемость мира.

Диалектический материализм решительно борется против всяких проявлений агностицизма, в какой бы форме они пи выступали, и раскрывает историческую классовую почву, которая питает агностицизм. Опровержение агностицизма основывается на роли материальной общественной практики в качестве решающего критерия истинности познания. Энгельс доказал, что учения агностицизма «лучше всего разбиваются… самою практикой, т. е. опытом и промышленностью. Мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что мы сами его вызываем, порождаем его из его условий и заставляем служить нашим целям» (Маркс и Энгельс, Соч., т. 14, стр. 645).

Типичным агностическим вывертом было объявление естественнонаучных, в частности физических, теорий и понятий «рабочими гипотезами», т. е. такими построениями, которые придуманы только ради удобства и никакого объективного значения не имеют. Ленин раскрывает, как за это реакционное утверждение ухватились открытые мракобесы. Вся история пауки и общественной жизни подтверждает правильность этого положения.

Общественную основу лжеучений современного агностицизма образует углубление кризиса капиталистической системы, историческая бесперспективность буржуазии. Это находит теоретическое выражение в различных формах отрицания возможности познания законов, управляющих развитием общества и возможности научного предвидения.

Не случайно поэтому распространение на грани 19—20 вв. агностицизма в СОЦИОЛОГИИ, отрицающего возможность научного познания и предвидения явлений общественной жизни (неокантианство Виндельбанда и Риккерта, исторический идеализм Кроче и др,). Подобные лжеучения яростно борются против исторического материализма, поскольку он даёт научное объяснение действительности на основании законов исторического развития общества и позволяет делать величайшие научные предвидения, помогающие в борьбе за её революционное преобразование.