ОБОБЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — основа мыслительной деятельности в художественном творчестве, состоящая в отборе, выделении, фиксации такого материала, который, по мнению художника, лучше всего выражает его художественную идею. Художественное обобщение подобно операции абстрагирования в науке, но в искусстве оно осуществляется без потери индивидуализации и чувственной конкретности. В одних случаях обобщение происходит на основе тщательного отбора и изучения отдельных фактов. Образ предстает здесь как суммарный, непосредственно выведенный из наблюдений, зарисовок, эскизов и включающий их в себя. Такой путь обобщения принято называть типизацией. Его достоинство в обеспечении наглядности, ясности, конкретности. Имеется и другой путь, когда художник начинает не с осмысления фактов с целью их обобщения, а сразу дает обобщенный образ. Такие произведения, построенные на основе идеализации или типологизации, менее наглядны и чувственно-конкретны, чем типические, но их преимущество — в концептуальности. Данный способ обобщения получил распространение в искусстве XX в. (Т. Манн, Б. Брехт).
Художественное обобщение зависит от многих обстоятельств и прежде всего от принятого творческого метода, который, в свою очередь, складывается под влиянием как художественных, так и внехудожественных факторов. На способ мышления художника той или иной эпохи оказывают большое влияние господствующее мировоззрение, уровень развития науки, характер культуры. Например, средневековое искусство рассматривало художественный образ, в котором и происходит художественное общение, как символ определенных духовных ценностей. Индивидуализация и чувственная конкретность образа при этом сводились к минимуму. Искусство Возрождения, наоборот, отдавало предпочтение чувственно воспринимаемому аспекту в образе. Здесь на первом месте в художественном обобщении ориентация на науку, подчеркивание как духовных, так и физических совершенств человека, выявление его возможностей.
Художественное обобщение происходит в разных видах и жанрах искусства неодинаково. В художественной литературе в зависимости от существующих в ней жанров писатель по-разному использует конкретизацию и абстрагирование в построении художественного произведения. Реалистический роман невозможен без деталей и подробностей характеров, обстановки, однако реалистичность отличается от натуралистического воспроизведения действительности как раз широтой и значительностью обобщений, использованием вымысла и условности. В произведениях документального жанра возможность «вторжения» художника в материал с целью обобщения, казалось бы, ограничена особенностью документального материала. На самом деле это не так. Документализм вовсе не исключает глубины и яркости обобщения.
В других видах искусства, таких, как изобразительное искусство, кино, музыка, характер обобщения также зависит от их выразительных возможностей. В изобразительном искусстве художник имеет неограниченные возможности в воспроизведении деталей изображаемого. На этой основе было создано немало значительных произведений (голландское искусство XVII в., картины на социальные сюжеты русских художников-реалистов XIX в.). Здесь художественное обобщение достигается путем продуманной композиции, использования возможностей цвета и рисунка. Другие средства использовали художники-импрессионисты. Они, как правило, избегали четких линий, ограничиваясь часто беглыми мазками, в которых угадывались, однако, изображенные предметы. В основе обобщения лежит стремление зафиксировать то, что воспринимается непосредственно «здесь» и «теперь».
Искусство кинематографа основано на изобразительности. Но здесь изображение дается в движении, динамике. Поэтому кинорежиссер наряду с использованием особенностей изобразительности большое внимание уделяет монтажу кадров.
В отличие от изобразительного искусства и кинематографа музыка относится к неизобразительным искусствам. Это накладывает отпечаток на характер и способ художественного обобщения. Музыкант не имеет возможностей отбора, выделения деталей, как это делается, например, в живописи. Музыка в своей неизобразительной основе — искусство наиболее обобщенное и поэтому отвлеченное. Но в силу этой же невозможности изобразить конкретное она создает все условия для передачи тончайших переживаний индивида.
Значительность произведения искусства, сила его воздействия зависит от того, насколько художнику удалось затронуть проблемы, волнующие людей, к каким выводам он приходит, каков его ответ на те вопросы, которые ставятся жизнью. Поэтому произведение искусства тем значительнее, чем масштабнее обобщения, чем ближе подходит художник к проблемам истины и правды в жизни.