ПРАВДА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (истина в искусстве) — верное отражение действительности в искусстве, глубокое раскрытие сущности изображаемых явлений с позиций передового мировоззрения, высоких эстетических идеалов. Философско-эстетическое понимание художественной правды исходит из основного принципа теории отражения о вторичности, обусловленности образов сознания предметами объективной реальности.
Специфически художественные способы достижения художественной правды — типизация и идеализация. В первом случае имеет место отбор и обобщение наиболее характерных и общественно значимых явлений и процессов, включая намечающиеся тенденции их развития. Во втором — возвышенно-приподнятое, приближенное к идеальности изображение человеческих характеров и поступков. В обоих случаях содержание, авторская мысль, идея получают свое выражение через единичные чувственно-конкретные явления в художественно-образной форме.
Художественная правда является основным элементом содержания произведения искусства. Отображение в искусстве всегда несет на себе отпечаток индивидуальности творца — его эстетических представлений, оценок, вкусов, переживаний. Поэтому художественные образы, выражая правду в искусстве, адекватно отражают и объективную реальность, и индивидуальные особенности личности художника. Моменты отражения и отношения наличествуют во всех смысловых элементах образной системы искусства. Отсюда неповторимость образов искусства, их оригинальность — качества, наряду с истинностью, верностью содержания, определяющие высокие достоинства художественной правды.
Важной характеристикой художественной правды является ее выразительность, эмоциональная насыщенность. Эти ее свойства проявляются в ярком, чувственно-наглядном, заинтересованном раскрытии волнующих художника событий и людских судеб. От эмоционально-выразительной силы художественной правды в значительной мере зависит эстетическая действенность искусства, его способность заражать свою аудиторию возвышенной идеей, претворять в жизнь идеалы прекрасного.
Отмеченные выше свойства: отражение сущности, выражение общего через единичное, слияние объективного и субъективного, чувственная конкретность, неповторимость — в совокупности своей являются неотъемлемым условием художественности как основного и специфического качества правды в искусстве. Таким образом, понятие художественной правды, весьма емкое по содержанию, объединяет в себе множество различных сторон и свойств художественной деятельности.
Возникновение художественной правды возможно только в процессе создания произведения искусства. Плодотворность творческого процесса целиком зависит от таланта художника, его мировоззрения, классовой, гражданской позиции, заинтересованного, активного отношения к жизни. Путь к художественной правде так же сложен, диалектичен, противоречив, как и путь к истине вообще. В искусстве — это всегда открытие, нечто новое: будь то глубокое философское обобщение, неожиданно подмеченное в природе и жизни, необычный взгляд на привычные вещи, окружение. В творческом процессе рождения художественной правды велика роль воображения, вымысла, фантазии. Опираясь на объективную реальность, художник силой своего воображения, фантазии творит мир художественного произведения, заостряя внимание на наиболее сущностных, общеинтересных, эстетически примечательных сторонах жизни. Вымысел, как результат творческого воображения и фантазии, является эффективным художественным средством глубокого, эмоционально-выразительного, оригинального отражения и пересоздания картин жизни.
Способы, приемы, средства достижения художественной правды многообразны, но все они могут быть сведены к двум основным, традиционно выделяемым формам обобщения в искусстве — жизнеподобным и условным. Для первой характерна достоверность чувственно воспринимаемой картины мира, пластичность и естественность изображений, внешне незначительная трансформация форм жизни. Вторая отличается резко выраженной метафоричностью, экспрессивностью, ассоциативностью, активно преобразующим свойством, проявляющимся нарочитом пересоздании форм жизни.
Однако разграничение двух основных форм художественного обобщения и выражения правды по названным признакам весьма относительно. Жизнеподобным формам не чужды динамизм, иносказание и ассоциативность условных форм. В то же время исходным материалом условных форм являются чувственно-достоверные формы объективной реальности.
Для художественной правды в равной мере опасны крайности: как чрезмерного сближения в произведении образов с их оригиналами (натурализм), так и их отдаление (формализм). Только через единство сходства и различия между ними возможно адекватное отражение в искусстве объективного и субъективного содержания.
Критерий художественной правды — мера соответствия, адекватности образа отображаемому в искусстве. Адекватность образа не сводима к простому, внешнему его совпадению с соответствующими сторонами действительности. Критерий художественной правды возникает в момент восприятия произведения искусства, которое, становясь фактом общественного сознания, выказывает глубину, верность и действенность вызываемых им образов. Т. о. критерий художественной правды тот же, что и критерий истины,— общественная практика.