МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенос) — художественный прием, основанный на сходстве явлений действительности. Метафора свойственна не только художественной речи, но характеризует язык в целом. В основе образования метафоры лежит принцип сравнения различных предметов действительности, однако обычный для сравнения союз «как» в метафоре отсутствует, поэтому ее иногда называют «сокращенным сравнением» (Гегель). В метафоре можно выделить два компонента: объект характеристики (объясняемое) и средство сравнения (объясняющее), причем сравниваться могут различные явления (живое живое, живое неживое, неживое живое, неживое неживое), по многим признакам (цвет, размер, форма, динамичность и т. д.). Сопоставляемые предметы в метафоре не отделены друг от друга, как в сравнении, а, сцепляясь, образуют новую целостность, не тождественную механическому соединению входящих в нее элементов. Всех пешеходов морда дождя обсосала.
(В. Маяковский)
Как вновь возникшее художественное целое, метафора обозначает не сумму сравниваемых явлений, а открывает новые свойства и качества действительности, она есть проявление способности человека «подмечать сходство» (Аристотель), познавать взаимодействие, взаимосвязи и взаимопереходы явлений объективного мира. Художественная метафора в отличие от общеязыковой обладает особыми свойствами: она существует лишь как часть целого — художественной системы, служит средством создания художественного образа. Метафора является необходимым элементом художественного мышления, а не просто украшением речи. Как элемент художественной системы, метафора находится в зависимости от творческого метода художника, но вместе с тем она характеризует и творческую индивидуальность (например, говорят о М. Блока, Маяковского, Есенина и т. д.).