МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — одна из разновидностей современной буржуазной культуры.
Феномен массовая культура оказывает огромное влияние на духовную жизнь буржуазного общества, с каждым годом становясь все более серьезным орудием мощного воздействия на человеческую личность, формирования как ее общественно-политического, так и эстетического сознания. В области искусства массовая культура проявляется в бульварных романах, пошлых фильмах, комиксах, шлягерах и т. д. В основе этих созданий лежат жестокость, секс, насилие, уголовные преступления и т. д.
На Западе широко популяризируется миф об «общечеловеческом» характере массовой культуры и считается, что это закономерный этап в развитии человеческой культуры вообще, порождение «технического века». Однако наивно думать, что зло несут сами технические средства. Научно-технический прогресс на Западе знаменателен не только тем, что в жизнь людей вошли многочисленные машины, упростившие и облегчившие производственные операции. В буржуазном обществе изменилось также положение и поведение трудящихся. В центр новой структуры встал уже не человек-личность, а безликий автомат. Это-то обстоятельство и стало основой кризиса индивидуальности, создав благоприятную почву для развития массовой культуры. С ее помощью сознательно заполняется образовавшийся в результате нивелировки личности вакуум.
«»Не соответствуют истине и утверждения западных социологов о том, что якобы ни экономическое устройство, ни политическая система не имеют решающего значения для формы и содержания массовой культуры. Существует резкое различие между буржуазной массовой культурой и культурой подлинно народной, служащей массам людей.
В. И. Ленин представлял себе социалистическую культуру как доступную массам. Он считал, что служение народу состоит не в приспособлении к его культурной отсталости, а в духовном обогащении народных масс. Именно это отсутствует в буржуазной массовой культуре.
К. Маркс в «Капитале» проанализировал через призму понятия «товар» все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе, как материальных, так и духовных, дав тем самым методологический критерий и для анализа массовой культуры.
Товарность — главный и определяющий ее показатель. Как и любой другой товар, она должна иметь спрос и удовлетворять его. А для этого она должна стремиться угодить потребителю, как правило, человеку с малоразвитым эстетическим вкусом и определенным потребительским кредо: все, что он покупает, должно быть ему приятно, удобно, незатруднительно. Эти качества редко сочетаются с подлинным искусством, но зато легко включаются в его суррогат.
Пустота содержания в произведениях массовой культуры маскируется аттракционностью, повышенной событийностью, шоковыми моментами. Создается система видимостей: житейской достоверности, злободневности. Использование набора испытанных приемов, рассчитанных на простейшие безусловные реакции, заставляет производителей суррогатов искать внутри этих приемов все более извращенные сенсации. Отсюда — демонстрация изуверских пыток и способов убийства, грубая эротика, причуды сексуальной патологии.
Этим произведениям противостоят на Западе подлинно демократические литература и искусство, пусть и обладающие в условиях буржуазного общества меньшими средствами массового распространения, но оказывающие благотворное влияние не только на умы людей, но и на процессы развития буржуазной культуры в целом.