Коллизия

КОЛЛИЗИЯ (лат. collisio — столкновение) — в искусстве противоборство человеческих характеров, идей, страстей, интересов. Коллизия близка к конфликту, представляющему собой острой и открыто выраженную коллизию, но является более общих понятием.

Коллизия в художественных произведениях является воспроизведением, формой отражения глубокой диалектики жизни, сложностей, противоречий, разногласий в самой действительности, в социально-экономических, идеологических и духовных отношениях между людьми. Таковы коллизии в романах Л. Н. Толстого «Анна Каренина», «Воскресение» и Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание».

Впервые в эстетике коллизия была рассмотрена Аристотелем на примере античной трагедия и комедии, как действие важное, напряженное и законченное; затем Лессингом в «Гамбургской драматургии», Дидро в статье «О драматической литературе». Белинский видел в коллизии поэтический элемент жизни, столкновение враждебно направленных друг против друга идей, которые проявляются как страсть, как пафос.

Гегель разграничил понятие ситуации, имеющей место в идиллических описаниях, и коллизиях возникающей всегда вследствие расширения и углубления противоречия «как исходный пункт— и переход к действию в настоящем смысле этого слова». Всякая коллизия — следовательно, драматична в своей сущности. Она может быть противоборством различных характеров (трагедии Шекспира), столкновение героя с социальной средой (Григорий Мелехов в «Тихом Доне» М. Шолохова), борьбой человека со стихийными силами природы («Последний день Помпеи» К- Брюллова, «Старик и море» Э. Хемингуэя), движением мучительных переживаний («И скучно, и грустно…». «Дума» М. Ю. Лермонтова).

Степень драматического напряжения коллизии — бывает различной и может доходить до наивысшего эмоционального напряжения и трагического конца, когда гибнет герой и разрешение коллизии означает полную ее неразрешимость. В искусстве находит отражения и т. наз. «вечные» коллизии — неразделенной любви, несчастной семьи, преданной дружбы и т. д.. и коллизии порождаемые данным временем, эпохой, классом (судьбы «лишних» и «маленьких» людей в русской литературе). Коллизия в советском искусстве выступала идейным стержнем произведения, двигателем сюжета, способом художественного раскрытия характеров («Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Живи и помни» В. Распутина, «Выбор» Ю. Бондарева).