ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (от греч. — опыт и — искусство разбирать, судить) (философия «критического опыта»), или махизм, — реакционное субъективно-идеалистическое философское направление, возникшее во 2-й половине 19 в. в Германии и Австрии. Основные принципы эмпириокритицизма были сформулированы Р. Авенариусом и Э. Махом. Термин «Эмпириокритицизм» впервые ввёл Р. Авенариус в сочинении «Критика чистого опыта» (2 тт., 1888—90, рус. пер., 2 тт., 1907—08). В книге «Материализм и эмпириокритицизм» (1908, изд. 1909) В. И. Ленин поясняет, что выражение «махисты», «как более краткое и простое, притом получившее уже право гражданства в русской литературе», он будет «употреблять везде наравне с выражением: „эмпириокритики“» (Соч., 4 изд., т. 14, стр. 10). Эмпириокритицизм исходит из идеалистического решения основного вопроса философии — из признания ощущений и идеалистически понимаемого опыта первичным, а природы, материи, бытия вторичным, производным. В противоположность научному пониманию опыта как процесса активного воздействия людей на окружающую природу и собственные общественные отношения, эмпириокритики понимают опыт субъективно-идеалистически, как сумму человеческих переживаний, ощущений безотносительно к объективной реальности.
Эмпириокритики употребляют лишь другие словесные выражения, а по существу воспроизводят субъективно-идеалистические принципы своих предшественников (Дж. Беркли, Д. Юма, И. Канта). Мах, Авенариус и другие эмпириокритики полностью заимствуют у своих учителей не только исходные принципы, но и доводы, выдавая всё это за «новейшую» философию. Если Беркли считал, что мир есть комплекс ощущений, то эмпириокритики исходят из признания, что мир есть комплекс «элементов», понимая под словом «элемент» те же ощущения. Мах в своей работе «Анализ ощущений» (1900, рус. пер. 1904) писал, что элементы обыкновенно называют ощущениями. Тот же исходный субъективно-идеалистический принцип отстаивает и Авенариус в системе так называемой принципиальной координации. Первичным для него является центральный член координации, т. е. субъект, с его ощущениями, опытом, а вторичным, производным — противочлен, т. е. природа, материальный мир. В. И. Ленин писал, что «исходный пункт и основная посылка философии эмпириокритицизма есть субъективный идеализм. Мир есть наше ощущение,— вот эта основная посылка, затушевываемая, но нисколько не изменяемая словечком „элемент“, теориями „независимого ряда“, „координации“ и „интроекции“. Нелепость этой философии состоит в том, что она приводит к солипсизму, к признанию существующим одного только философствующего индивида» (Соч., 4 изд., т. 14, стр. 82). Эмпириокритицизм, главным образом благодаря работам Маха, нашёл широкое распространение среди естествоиспытателей-физиков и явился философской основой т. н. «физического» идеализма.
В России Эмпириокритицизм получил распространение с конца 19 в. Одним из видных представителей этого субъективно-идеалистического направления в России был философ В. В. Лесевич, Среди буржуазной интеллигенции философия эмпириокритицизма стала модной в начале 20 в., особенно после революции 1905—07. Пропаганду эмпириокритицизма вели А. Богданов, В. Базаров, П. Юшкевич, Н. Валентинов, В. Чернов и др. В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» до конца разоблачил реакционную сущность философии эмпириокритицизма.