Примитивизм

ПРИМИТИВИЗМ (от лат. primitivus — первый, самый ранний) — формалистическое течение в изобразительном искусстве конца XIX — начала XX в., преднамеренно стилизующее художественные формы первобытного искусства, искусства культурно отсталых народов, народного творчества, детского рисунка. Особенности примитивизма заключаются в том, что здесь улавливаются только внешние признаки стилизуемых художественных культур без проникновения в их сущность и без попыток актуализировать их.

Примитивизма в рамках профессионального искусства возникает как протест против бездуховности, но неясность социальных целей делает этот протест бесплодным, «бурей в стакане воды» (фовизм, дадаизм, группы «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др.).

В непрофессиональном искусстве примитивизм приобретает иногда более естественные и художественно оправданные черты в силу того, что наивность его стиля более ограничена народному художественному мышлению (Н. Пиросманашвили, И. Генералич) или же близка детскому художественному восприятию (А. Руссо).

Сам термин примитивизма не отличается строгой научностью, т. к. обозначает наивность, безыскусность, проявляющиеся в искусстве различных эпох и направлений. Научный подход к явлениям человеческой культуры требует анализа конкретно-исторических условий, порождающих те или иные формы художественного творчества. Поэтому в принципе примитивного искусства как такового не существует. Есть искусство определенного народа, национальности, региона или эпохи со всем неповторимым, присущим ему своеобразием образного мышления.