Эмпириомонизм

ЭМПИРИОМОНИЗМ (от греч, — опыт и — один, единственный) — разновидность субъективно-идеалистической философии эмпириокритицизма в России. Наиболее видным представителем эмпириомонизма был А. А. Богданов. Эмпириомонизм являлся одной из многочисленных попыток врагов марксизма заменить материалистическую философию субъективным идеализмом. Теория эмпириомонизма была образована Богдановым путём замены индивидуального сознания, выступающего у махистов в роли творца природы, коллективным опытом. В понятие единого (монистического) опыта (отсюда название эмпириомонизм) Богданов вкладывал субъективное содержание. Исходя из идеалистического положения, будто основой всего существующего является общественное сознание, Богданов пытался завуалировать свой идеализм словами о «коллективном сознании», о «социально-организованном опыте». По Богданову, физический мир есть «социально-организованный» опыт «коллективного человечества». Критикуя Богданова, В. И. Ленин писал: «Думать, что философский идеализм исчезает от замены сознания индивида сознанием человечества, или опыта одного лица опытом социально-организованным, это все равно, что думать, будто исчезает капитализм от замены одного капиталиста акционерной компанией» (Соч., 4 изд.,- т. 14, стр. 217—218).

Богданов подменял материалистическое понимание истории идеалистическим, выдвинув положение о тождестве общественного бытия и общественного сознания. Раскрывая идеалистическую, реакционную сущность этого положения Богданова, В. И. Ленин показал, что оно представляет собой попытку применить к общественным явлениям махистскую формулу о том, что чувственное представление и есть вне нас существующая действительность. Всесторонняя критика эмпириомонизма дана В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм».