ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства.
Художественный вкус, в котором обобщается художественный опыт личности (общества), формируется прежде всего под непосредственным воздействием искусства. Однако было бы ошибкой считать художественный вкус простым производным от качества художественного объекта и интенсивности общения с ним. Многое в его становлении и формировании зависит от индивидуальных особенностей самого человека, его способности воспринимать и оценивать те действительно художественные ценности, которые несет с собой искусство.
Индивидуальный, точнее, индивидуализированный характер художественного вкуса определяется особенностями художественного восприятия биолого-психологические стороны последнего оказываются весьма важными в процессе постижения искусства. Акцентирование этой, по преимуществу чувственной стороны структуры художественного вкуса приводит идеалистическую эстетику (главным образом субъективистского толка) к выводу, что природа художественного вкуса строится на врожденном свойстве личности.
Опыт общения человека с искусством обусловливает и качественный уровень художественный вкус , этой особой, по определению Вольтера, «чувствительности к прекрасному и уродливому в искусствах».
Формирование художественного вкуса зависит от многих факторов. Кроме художественного опыта, здесь сказываются возрастные особенности личности, психофизиологические характеристики, ее принадлежность к определенному классу, социальной группе, характер потребностей и интересов, профессиональные занятия и жизненный опыт.
В истории искусства нередки случаи, когда одни художники не принимали творчества других из-за различия идейно художественных позиций. Так, Л. Толстой отвергал творчество В. Шекспира, В. Стасов критически относился к живописи К Брюллова, П. Чайковский отрицал музыку И. Брамса. Это не значит, что у Л. Толстого и Стасова плохой вкус. Известно, например, что Л. Толстой высоко ценил творчество А. Чехова, И. Бунина Л. Андреева, а Стасов был одним из корифеев русской художественной критики. Здесь речь может скорее идти об элементах односторонности в высокоразвитом художественном вкусе.
Многообразие вкусов влияет и на соотношение индивидуального и коллективного суждений в художественном вкусе. Идеалистическая эстетика веками разрабатывала элитарный подход к этой проблеме, где индивидуальное мнение аристократического «ценителя искусства» противопоставлялось мнению безликой «толпы». Существовал и прямо противоположный подход к проблеме, когда вопрос о ценности художественного произведения автоматически решался «большинством» голосов. Однако ни тот, ни другой не определяет истинность суждения вкуса, которая зависит лишь от степени его объективности.