ТИПИЧЕСКОЕ — эстетическая категория, раскрывающая отношение искусства к действительности в форме типических образов типических характеров, типических ситуаций.
Понятие типическое присуще не только эстетике и искусству. Оно приложимо к много образным сферам действительности, историческим фактам событиям различным областям человеческой деятельности. Во всех случаях понятие типическое выражает существенные характерные распространенные черты свойства сходных явлений, событий особенностей человеческой личности и т. д. показательных в определенном отношении. В науке на понятии типическое базируются типологические аспекты научного знания (например, типология способов производства в экономической науке, исторических периодов эпох — в историческом знании, типология личности — в социологии, типы темпераментов — в психологии и т. д.).
В эстетике проблема типического — одна из традиционных, кардинальных проблем. Ретроспектива этой категории прослеживается на протяжении всей истории искусства эстетической мысли, занимая централь вое место в реалистической литературе и искусстве XIX в. и в их теоретическом выражении эстетике реализма. В домарксистской эстетике типическое нашло разностороннее освещение у французских просветителей, особенно Дидро, Лессинга. Большое место проблема типического занимает в на следии русских революционных демократов. Белинский называл «типизм» определяющим законом творчества, основой творческой оригинальности художника, его «гербовой печатью».
Марксистско-ленинская эстетика развила, углубила разработку этой «вечной» проблемы, обосновав подлинно научные методологические принципы ее всестороннего решения. Принципиальное методологическое значение имеет в этом аспекте определение Энгельсом реализма, который «предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».
Типическое в искусстве имеет объективную основу отражает характерные, существенные стороны действительности, выражая определенную степень обобщения конкретно исторических обстоятельств, фактов, человеческих характеров и т. д.
Специфика типического в искусстве коренится в своеобразии художественного образа, представляющего собой диалектическое единство общего и конкретно-индивидуального. Форма и степень обобщения и индивидуализации различны (как в разные исторические эпохи, так и у отдельных художников), зависят от предмета изображения, метода, стиля, художественного направления, мировоззрения, личности художника и т. д. Однако при всем различии типическое в искусстве всегда остается индивидуальным воплощением целого, общего. В гносеологическом плане категория типическое соответствует категории особенного, раскрывающей общее значение в единичном явлении (см. Типизация).
В советской эстетической науке категории типическое отводилось большое место. Были допущены известные недостатки и методологические просчеты в разработке этой проблемы в разное время (вульгарно социологическое сведение типического к сущности данной социальной силы; понимание типического лишь как исключительного и т. д.).
Преодоление этих крайностей в трактовке типического не должно умалять важность углубленной теоретической разработки проблемы, ее новых, нерешенных аспектов, вытекающих из особенностей искусства XX в., в том числе искусства социалистического реализма, внесшего вклад в мировую культуру новым социальным содержанием, утверждением нового героя новой концепции личности (см. Тип художественный).