Если бросить взгляд на то, как мы рассматривали другие искусства, то разные ступени духа зодчества мы с самого начала постигали в историческом развитии символической, классической и романтической архитектуры. Что же касается скульптуры, то мы сделали подлинным средоточием ее греческую скульптуру, всецело совпадающую с понятием этого классического искусства, и выводили из нее все особенные определения, так что при более специальном историческом рассмотрении мы не нуждались уже в пространном изложении. Подобный же случай имел место и с живописью ввиду ее романтического художественного характера, но здесь нельзя было обойтись без многообразных исторических замечаний, поскольку живопись в соответствии с понятием своего содержания и способами его представления раскрывается в своем развитии у разных народов и в различных школах, которые по своему значению равны. Такое же требование следовало бы выдвинуть и в отношении музыки, но поскольку для изложения истории этого искусства мне недоставало чужих исследований, которые можно было бы использовать, а также более близкого знакомства с ним, то не оставалось ничего иного, как время от времени делать отдельные исторические замечания.
Что же касается нашего теперешнего предмета, эпической поэзии, то здесь дело обстоит примерно так же, как со скульптурой. Правда, по способу изложения это искусство разветвляется на самые различные виды и разновидности и относится ко многим временам и народам. Но его совершенную форму в качестве эпоса в собственном смысле слова и наиболее адекватную этому роду поэзии действительность мы нашли в Греции. Ибо у эпоса вообще есть глубочайшее внутреннее родство с пластичностью скульптуры и с ее объективностью как в смысле субстанциального содержания, так и в смысле изображения в форме реального явления, так что мы не можем считать случайностью то обстоятельство, что эпическая поэзия, как и скульптура, выступила у греков в изначальном и непревзойденном совершенстве.
Однако по обе стороны этого кульминационного момента тоже есть свои ступени развития, которые не являются чем-то малозначительным и второстепенным для эпоса, но необходимы для него, поскольку круг поэзии заключает в себе все нации и эпос доводит до созерцания именно субстанциальное ядро народного духа, так что всемирно-историческое развитие приобретает здесь большее значение, чем в скульптуре.
Поэтому в отношении эпического искусства в целом и, конкретнее, эпопеи мы можем выделить те три основные ступени, которые составляют историю развития искусства вообще:
во-первых, восточный эпос, средоточие которого образует символический тип;
во-вторых, классический эпос греков и подражание ему у римлян;
в-третьих, богатое и многостороннее раскрытие эпически-романтической поэзии в кругу христианских народов, которые сначала выступают, однако, в своем германском язычестве; в то же время, с другой стороны, в иной сфере, за пределами собственно средневековых рыцарских поэм, вновь используется античность, отчасти как общее достояние образованности, очищающее вкус и манеру изображения, отчасти же прямо как образец, пока, наконец, роман не заступает место эпоса в собственном смысле.
Переходя теперь к упоминанию отдельных эпических произведении, я смогу остановиться здесь только на самом важном и вообще могу придать всему этому разделу лишь характер беглого обзора и наброска.