В качестве важнейшего материала надо назвать слоновую кость в соединении с золотом, литую бронзу и мрамор.
α. Слоновую кость и золото использовал, как известно, Фидий для своих шедевров, например для олимпийского Юпитера, а также для знаменитой колоссальной Паллады в афинском Акрополе, которая держала на руке Победу, превышающую человеческий рост. Обнаженные части тела были из пластинок слоновой кости, одежда и плащ — из золотых листов, которые могли быть сняты. Искусство работать на желтоватой слоновой кости и золоте берет свое начало с того времени, когда статуи окрашивались; этот способ изображения все больше и больше сменялся однотонностью бронзы и мрамора. Слоновая кость — очень чистый материал, гладкий, не обладающий зернистостью мрамора и притом драгоценный, ибо для афинян было важно и то, чтобы статуи их богов были из драгоценного материала. Паллада в Платее имела лишь верхний покров из золота, Афинская же Паллада была целиком вылита из этого металла. Статуи должны были быть одновременно колоссальными и дорогими.
Катрмер де Кенси написал великолепное сочинение об этих работах, о резьбе у древних. Резьба — должна была, собственно говоря, обозначить гравирование на металле, резьбу глубоких фигур, например, при резьбе по камню, но слово «резьба» употребляют также для обозначения рельефных или полурельефных изделий из металла, изготовляющихся посредством формования или литья, а не с помощью гравирования. Далее, в несобственном значении оно применяется к рельефным фигурам на глиняных сосудах и, наконец, в самом общем смысле, к бронзовой скульптуре вообще. Катрмер специально исследовал также техническую сторону выполнения и вычислил, какой величины должны были быть пластинки из слоновых клыков и какое количество их должно было употребляться ввиду колоссальных размеров фигур.
С другой стороны, он старался также, используя данные древних, реконструировать облик фигуры сидящего Юпитера и в особенности большого трона, искусно украшенного барельефами, чтобы дать таким образом полное представление о роскоши и совершенстве этого произведения.
В средние века слоновая кость употреблялась преимущественно <для мелких изделий самого различного рада — образов распятого Христа, Марии и т. д., кроме того, для сосудов для питья с изображением охот и прочих подобных сцен, (причем слоновая кость имеет большие преимущества перед деревом благодаря своей гладкости и твердости.
β. Однако самым излюбленным и наиболее распространенным материалом у древних была бронза, литье которой достигло у них наивысшего совершенства. Особенно широко ее использовали для изготовления статуй богов и других скульптурных произведений во времена Мирона и Поликлета. Более темный, более неопределенный цвет, блеск, гладкость бронзы лишают ее абстрактности белого мрамора, она как бы теплее. Бронза, которую применяли древние, состояла отчасти из золота и серебра, отчасти же из меди в разнообразных смесях. Например, так называемая коринфская бронза была своеобразным соединением, возникшим при пожаре Коринфа, который был неслыханно богат бронзовыми статуями и сосудами. Муммий приказал захватить на суда как можно больше статуй; этот честный человек, очень высоко ценивший эти сокровища и озабоченный тем, чтобы привезти изваяния в Рим в полной сохранности, поручил их корабельщикам под угрозой наказания, что в случае их потери они должны будут снова создать подобные статуи.
Литье из бронзы достигло у древних невероятного совершенства, благодаря чему они могли отливать и прочно и тонко. Правда, это можно рассматривать лишь как чисто техническую сторону, которая не имеет ничего общего с искусством в собственном смысле слова. Однако каждый художник работает, пользуясь чувственным материалом: особенностью гения является то, что он полностью овладевает этим материалом, так что техническое совершенство и ремесленная ловкость составляют одну из сторон гения. При такой виртуозности в литье скульптурные изделия стали дешевле и могли быть изготовлены скорее, чем когда они высекались из мрамора. Другое преимущество, которого сумели достигнуть древние благодаря их мастерству в литье, была чистота отливки; они дошли в этом отношении до такого совершенства, что совсем не должны были обрабатывать резцом бронзовые статуи, которые не теряли поэтому своих тонких черт, чего нельзя избежать при обработке резцом.
Если мы рассмотрим колоссальное количество произведений искусства, возникшее в силу этой легкости и технического мастерства, то оно повергнет нас в величайшее изумление; мы должны будем согласиться, что художественное чувство скульптуры является своеобразным влечением и инстинктом духа, который в такой мере и в такой распространенности мог существовать лишь в одну эпоху и у одного народа. Во всем прусском государстве, например, можно еще и теперь пересчитать по пальцам бронзовые статуи; единственная бронзовая дверь находится в Гнезне; кроме берлинской и бреславльской статуй Блюхера и статуи Лютера в Виттенберге существует еще несколько бронзовых статуй в Кенигсберге и Дюссельдорфе. (Написано в 1829 г.)
Весьма разнообразный тон и как бы бесконечная пластичность и текучесть этого материала, подходящего ко всем видам изображений, позволяют скульптуре перейти к самым различным видам изделий, приспособляя столь податливый чувственный материал к множеству затейливых, прелестных изделий, сосудов, украшений, грациозных безделушек. Применение мрамора, напротив, имеет известный предел в изображении предметов и в их увеличении; так, например, из него можно изготовлять урны и вазы с барельефами определенных размеров, но для более мелких предметов он становится непригодным. Бронза же, которая не только отливается в известных формах, но которую можно также высекать и гравировать, почти не имеет границ своего применения как по способу, так и по величине изображений.
В качестве ближайшего примера здесь можно упомянуть о чеканке монет. И в этой области древние создали совершенные образцы красоты, хотя с технической стороны чеканки они сильно отставали по сравнению с современным изготовлением монет при помощи машин. Монеты, собственно говоря, не чеканились, а выбивались из почти шаровидных металлических кусков. Своей вершины эта область искусства достигла в эпоху Александра; римские императорские монеты были уже хуже. В наше время особенно Наполеон стремился возродить красоту древних в своих монетах и медалях, которые действительно превосходны. В других же государствах главное внимание при чеканке монет большей частью обращается на стоимость металла и на верность монеты.
γ. Наконец, последним материалом, преимущественно соответствующим скульптуре, является камень, который уже сам по себе обладает объективностью, выражающейся в сохранности и долговечности. Уже египтяне с величайшими усилиями высекали свои скульптурные колоссы из самого твердого гранита, сиенита, базальта и т. д. Но более всего созвучен цели скульптуры мрамор благодаря своей мягкой чистоте, белизне, а также своей бесцветности и нежности блеска; в силу своей зернистости и прозрачности для света он получает большее преимущество перед меловой мертвой белизной гипса, слишком светлого и ослепительного для тонких оттенков.
Мы видим, что древние стали преимущественно употреблять мрамор лишь в более позднюю эпоху, а именно во времена Праксителя и Скопаса, которые достигли признанного совершенства в
изготовлении мраморных статуй. Правда, Фидий также пользовался мрамором, но он создавал из него большей частью лишь голову» Руки и ноги; Мирон и Поликлет работали главным образом в бронзе; Пракситель и Скопас же стремились удалить цвет, чужеродный абстрактной скульптуре.
Во всяком случае, нельзя отрицать, что чистая красота скульптурного идеала может быть воплощена с таким же совершенством в бронзе, как и в мраморе; но когда, как это имело место у Праксителя и Скопаса, начинают изображать нежную грацию и изящество фигуры, мрамор оказывается более подходящим материалом. Ибо мрамор «благодаря своей прозрачности способствует тому, что очертания становятся мягкими, нежно переливаются и переходят друг в друга; точно так же тонкое художественное совершенство обнаруживается гораздо яснее в мягкой белизне камня, чем в самой благородной бронзе: чем более красива зеленоватая бронза, тем в большей степени она создает блики света и отражения, нарушающие спокойствие» (Мейер, «История пластических искусств в Греции», I, стр. 279). Тщательное внимание, уделяемое скульптурой в эту эпоху свету и теням, нюансы и тонкие различия которых мрамор передает лучше, чем бронза, было другой причиной для преимущественного употребления этого камня перед металлом.