Сюрреализм

СЮРРЕАЛИЗМ (фр. surrealisme — сверхреализм) — направление искусства модернизма, сформировавшееся во Франции в 1924 г. выпуском «Манифеста сюрреализма », призывавшего к художественному творчеству без контроля разума.

Сюрреалисты не полностью отказывались от отражения в своих произведениях предметов и явлений действительности, но, отражая детали предметов, нарочито разрушали причинно-следственные логические связи, в результате чего их произведения лишались смысла.

surrealizm_dali

В теории сюрреализм опирался на буржуазно-идеалистические философские учения А. Шопенгауэра, А. Бергсона, провозглашавших основой искусства интуицию, не связанную с разумом, не основывающуюся на практическом жизненном опыте, а также на реакционное учение 3. Фрейда, считавшего художественное творчество порождением «бессознательного».

Сюрреалисты рассматривают искусство как убежище для личности, испытывающей отвращение к действительности, как некий «мир новой реальности», призванной отвлечь людей от повседневных жизненных забот и тягот. По существу же, уродливые, начиненные сценами жестокости произведения сюрреалистов культивируют жестокость и агрессивность. По утверждению сюрреалистов, их произведения, заполненные кровавыми сценами насилия, жестокости и разложения, призваны утолить жажду насилия, присущую человеку от рождения. Сюрреалисты проповедовали произвол и субъективизм не только в художественном творчестве они пытались активно включиться в политическую деятельность, призывая произвести средствами сюрреалистического искусства революцию в сознании человека. Этими бесплодными идеалистическими призывами они отвлекали людей от действительной политической борьбы за свои права. Народ представлялся сюрреалистами враждебной силой, «мешающей» истинному творчеству.

По мере усиления антинародных тенденций сюрреализм обретает активную поддержку со стороны буржуазии. После второй мировой войны он становится одним из господствующих направлений буржуазного искусства. Наиболее широкое распространение сюрреализм получил в живописи. Он проник также в литературу и кино. Идеологом сюрреализма был А. Бретон. Увлеченные бунтарской видимостью, к сюрреализму примкнули некоторые прогрессивно настроенные молодые деятели искусства и литературы на Западе. Однако вскоре отошли от него, убедившись в его бесплодности. Наиболее известным представителем сюрреализма являлся художник С. Дали.

Сюрреализм исчерпал себя и в настоящее время прекратил свое существование как направление в искусстве и литературе.